В Минтрансе проблему связывают с плохими погодными условиями, но эксперты и частные операторы объясняют проблему тем, что ОАО РЖД, пытаясь получить максимум доходов в условиях резкого снижения погрузки на сети, не вводит обычных в таких случаях запрещений на отгрузку в адрес переполненных портов. Вчера первый вице-президент ОАО РЖД Вадим Морозов в ходе селекторного совещания с участием замминистра транспорта Александра Мишарина и руководителей Федеральных агентств железнодорожного и морского транспорта заявил, что в ноябре выгрузка грузов с железной дороги в портах существенно снизилась. По словам господина Морозова, сейчас на припортовых железных дорогах простаивает 35 тыс. вагонов, в том числе 166 поездов с экспортными грузами, и эту ситуацию "нельзя назвать нормальной". Выгрузка в портах за 25 дней ноября составила 4,9 тыс. вагонов в сутки, или всего 77% от установленных норм, и уже сократилась к аналогичному периоду 2007 года на 1%. Наибольшие потери по выгрузке, по словам господина Морозова, произошли в порту Новороссийск и Восточный: там скопилось 17,5 тыс. и 26,5 тыс. вагонов соответственно. В пресс-службе РЖД уточнили, что в Новороссийске в связи с ограничениями по выгрузке по "прямому варианту" (перевалка непосредственно из вагона на борт судна) оказалось "брошено" 700 вагонов с зерном. В ОАО "Новороссийский морской торговый порт" признали, что в ноябре средняя выгрузка вагонов оказалась ниже нормы (331 вместо 376 вагонов в сутки) и основной недовыгруз составляют вагоны с черными металлами. О конкретных мерах по разрешению ситуации в сообщении ОАО РЖД не упоминается, в пресс-службе Минтранса информации о них также нет. "Проблема с перевалкой в портах существует, в большинстве случаев это связано с погодными условиями",— сообщили "Ъ" в пресс-службе министерства. Гендиректор агентства Infranews Алексей Безбородов уверен, что проблемы с выгрузкой вызваны тем, что порты согласовали план приема груза на месяц в пределах своей пропускной способности, но получили весь этот груз одномоментно, что и привело к нарушениям технологического процесса перевалки. У ОАО РЖД есть стандартный способ решения этой проблемы, которая возникает часто, особенно осенью, когда погодные условия в морях не позволяют судам приходить вовремя. Обычно в таких ситуациях РЖД вводило так называемую конвенцию — запрет на отгрузку в направлении конкретных портов или станций, что позволяло "растащить" скопившиеся вагоны. Однако сегодня, когда погрузка стремительно сокращается (уже в октябре РЖД снизило объемы на 4,4%), железнодорожники и портовики пытаются принять любой возможный груз, рискуя его вообще потерять при введении конвенций. "В условиях кризиса РЖД стремится во что бы то ни стало увеличить свои доходы. Ведь грузоотправители платят тариф в момент погрузки, а ситуация с выгрузкой вагонов в портах уже не влияет на текущий финансовый результат РЖД",— считает Алексей Безбородов. При этом каждая станция и дорога получает деньги в зависимости от выполненных работ, а потому грузит больше нормы и не просит о введении конвенционных запрещений. С ним согласен представитель одного из крупных операторов подвижного состава: "РЖД в первую очередь обеспечивает загрузку собственных вагонов и вагонов Первой грузовой компании для увеличения доходов, тем же обеспокоены и частные операторы",— говорит собеседник "Ъ". По мнению господина Безбородова, в сложившейся ситуации на всей сети железных дорог необходимо вводить "ручное управление" и, несмотря на кризис, вводить конвенции, чтобы в течение двух-трех недель получить возможность полностью "растащить" скопления вагонов. Алексей Ъ-Екимовский С анализом поставок базовых экспортных продуктов – минеральных удобрений и нефтепродуктов, - Вы можете познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Анализ транспортной инфраструктуры для поставок нефтепродуктов и минеральных удобрений». www.newchemistry.ru |