Как и все поволжские химические предприятия, выпускающие минеральные удобрения, «Куйбышевазот» (КуАЗ, Самарская область) в первой половине 2008 года пожинал плоды хорошего спроса и высоких мировых цен на выпускаемые им аммиак и азотные удобрения. Даже с учетом начавшегося осеннего падения рынков объем реализации товарной продукции КуАЗа за 10 месяцев этого года составил 17,5 млрд рублей, что на четверть больше, чем за тот же период прошлого года. Причем физический объем выработки удобрений вырос незначительно – от 2 до 8%. Гораздо более весомых показателей КуАЗ добился в другом виде бизнеса – производстве капролактама и продуктов его переработки. Объем выпуска технической нити, например, увеличился за это время на четверть, а ткани кордной – более чем на треть. Сделав ставку на развитие проектов в этом направлении, «Куйбышевазот» не только опередил своих конкурентов в секторе производства капролактама, но и подстраховался от ухудшения конъюнктуры на рынке минеральных удобрений. Региональный холдинг В начале года «Куйбышевазот» объявил о приобретении «Курскхимволокна» (КХВ, Курская область). Ориентировочная сумма этой сделки, совершенная по предварительной договоренности гендиректора КуАЗа Виктора Герасименко с курским губернатором Александром Михайловым, составила 25 млрд рублей. Последние годы курское предприятие не блистало финансово-экономическими показателями: в 2006 году его выручка составила около 50 млн рублей, чистый убыток — почти 10 млн рублей. Отчасти это было вызвано тем, что спрос в России на технические нити и кордную ткань, которые выпускают отечественные предприятия, аналогичные курскому, удовлетворяется текстильными комбинатами страны в основном за счет китайского импорта. Купив КХВ, «Куйбышевазот» решил сразу две задачи: обеспечил устойчивый сбыт одному из своих базовых продуктов – капролактаму, из которого делаются полиамидные нити, и получил возможность дополнительно зарабатывать за счет реализации конечной продукции с высокой долей добавленной стоимости. Правильность подобного шага особенно четко проявилась во время финансового кризиса. По словам пресс-секретаря КуАЗа Елены Косовой, выпуск капролактама здесь хоть и снизился, но производство продолжает работать стабильно. В это же время другие производители этой продукции, в том числе в Европе и Японии, были вынуждены вдвое-втрое сократить объемы выпускаемого ими капролактама. «В связи с нынешней ситуацией мы, конечно, будем корректировать планы модернизации ‘‘Курскхимволокна’’ на следующий год. Количество свободных денег уменьшилось, поэтому постараемся по максимуму использовать тот ресурс предприятия, который нам удалось заложить в этом году», — подчеркнула в интервью журналу «Эксперт Волга» г-жа Косова. Вместе с тем очевидно, что по мере улучшения финансовой обстановки КуАЗ будет продолжать реконструкцию своего курского предприятия. Свое сырье В середине года «Куйбышевазот» начал осуществлять еще один проект, повышающий эффективность производства капролактама. Совместно с Магнитогорским металлургическим комбинатом (ММК) КуАЗ создал совместное предприятие (СП) по выпуску сырья для производства капролактама — бензола. На «Куйбышевазоте» до сих пор недобрым словом вспоминают 2006 год, когда сразу несколько российских заводов, выпускающих бензол, остановились на капитальный ремонт или техническую реконструкцию. В результате возникшего дефицита цена бензола на внутреннем рынке возросла до 70%, а тольяттинское предприятие уменьшило чистую прибыль в три раза — с 1,6 млрд рублей в 2005 году до 586 млн рублей в 2006−м. В 2007 году ситуация с поставками сырья для производства капролактама, стабилизировалась но, по мнению тольяттинских химиков, она по-прежнему далека от идеальной. Совместный проект КуАЗа и ММК по выпуску бензола рассчитан на годовой объем 50 тыс. тонн этой продукции, а будет она вырабатываться из побочного продукта переработки кокса, используемого в металлургии, — сырого (неочищенного) бензола. Предприятие разместится на промышленной площадке в Тольятти и начнет свою деятельность в 2010–2011 годах. По словам Елены Косовой, финансовый кризис притормозил участие металлургов в этом проекте. Однако КуАЗ сейчас рассматривает возможность проведения, по крайней мере, предпроектных работ за свои деньги, рассчитывая, что чуть позже ММК наверстает финансирование своей доли в этом проекте. По мнению аналитика ИК «Финам» Михаила Фролова, создание такого СП выгодно обеим сторонам. «Конечно, оно интересно ‘‘Куйбышевазоту’’ прежде всего с точки зрения обеспечения себя бесперебойными поставками сырья. Однако и само производство бензола с учетом уже имеющейся инфраструктуры и спроса на эту продукцию также обещает быть высокорентабельным. ‘‘Магнитка’’ сейчас занимает прочные позиции на российском рынке бензола, и появление нового производства в Поволжье позволит компании увеличить свою долю на рынке и сократить транспортные издержки при поставках в европейскую часть страны», — прокомментировал эту ситуацию г-н Фролов. Таким образом, за счет новых проектов менеджеры «Куйбышевазота» в этом году существенно продвинули, казалось бы, второстепенное на фоне «ралли азотных удобрений» производство капролактама. А значит, выбранная стратегия оказалась верной, и главное – своевременной. По материалам «Эксперт Волга» |