На государственном уровне роль информационной поддержки призваны решать различного рода учетные системы, позволяющие собирать, формировать, хранить, актуализировать, обрабатывать соответствующие базы данных. Внедрение и функционирование этих систем регламентируется пакетом документации, определяющей объекты и субъекты учета, структуру системы, состав информации, содержащий процедурные вопросы. Таким образом, системный подход обеспечивает на основе единой методологии однородные потоки информации, соединяющие различные уровни управления. В области управления отходами ключевой является совокупная информация, характеризующая жизненный цикл отходов с учетом их свойств и сведений об объектах, на которых он непосредственно протекает. В качестве учетной системы, позволяющей получить картину обращения с отходами в любом разрезе, можно рассматривать государственный кадастр отходов (ГКО), который в соответствии с определением, данным в федеральном законе "Об отходах производства и потребления", должен отражать все этапы обращения с отходами. На сегодняшний день отсутствует пакет документов, обеспечивающих функционирование ГКО как информационной системы. Выпущенное в развитие федерального закона Постановление Правительства от 26.10.2000 г. № 818 закрепляет за МПР России ведение ГКО при участии субъектов Российской Федерации. При этом ни вид, ни способ участия не оговаривается. Отсутствуют на настоящий момент документы, содержащие определения каждой составной части ГКО, характеризующие его организационную структуру, определяющие функции каждой структурной единицы, источники информации, формы для ее сбора и т.д. Традиционно эти позиции закрепляются в таком основополагающем документе как Положение о ГКО. Выход в свет в январе 2003 г. новой версии федерального классификационного каталога отходов (ФККО) не решает проблемы повидового учета отходов, поскольку она по сути своей представляет собой только структуру ФККО, ограничивающуюся группами и подгруппами. Тем не менее, в 2001 г. МПР России сделало первый шаг к формированию реестра объектов размещения отходов как составной части ГКО, поручив территориальным органам провести экологическое обследование мест захоронения отходов на территориях субъектов РФ. Институт УралНИИ "Экология" принимал участие в этой работе в Курганской, Пермской областях, Ненецком и Коми-Пермяцком автономных округах. В основу методологии проведения работ были положены разработки УралНИИ "Экология", выполненные по заказу МПР России в рамках темы "Создание государственного кадастра отходов как федеральной информационной системы". Упомянутым выше Постановлением Правительства РФ органам исполнительной власти субъектов РФ и муниципальных образований рекомендовано оказывать содействие федеральным органам исполнительной власти и их территориальным органам по вопросам ведения Государственного кадастра отходов. Наиболее полно удалось выполнить эти рекомендации при проведении работ в Пермской области. Для организации работ по инвентаризации и экологическому обследованию объектов размещения отходов УралНИИ "Экология" совместно со специалистами КПР по Пермской области, управления по охране окружающей среды администрации Пермской области было подготовлено распоряжение губернатора Пермской области от 20.09.01 № 538-р "О мерах по уменьшению загрязнения окружающей среды при размещении отходов производства и потребления на территории области". В распоряжении определен общий порядок проведения инвентаризации объектов размещения отходов и указаны сроки представления информации для формирования территориальной базы Реестра объектов размещения отходов производства и потребления. В соответствии с техническим заданием на выполнение работ институтом УралНИИ "Экология" были разработаны "Методические рекомендации по проведению экологического обследования объектов размещения отходов производства и потребления на территории области", а также "Правила учета и оценки отходов на территории Пермской области" в состав которых вошли часть документов для формирования государственного кадастра отходов, разработанных институтом по государственному заказу. Основная задача, которую решали исполнители в процессе выполнения работ — получение достоверной информации об объектах размещения отходов, в том числе их расположении, о фактических количествах отходов в местах их хранения/захоронения, об условиях хранения/захоронения отходов. |