Затопленная шахта «Уралкалий» 4 февраля 2009 официально подтвердил получение акта правительственной комиссии по повторному расследованию причин аварии на БКПРУ-1, которая была создана в ноябре прошлого года по поручению вице-премьера Игоря Сечина. Напомним, что чрезвычайная ситуация на Первом руднике «Уралкалия» случилась в октябре 2006 года после попадания в шахту грунтовых вод. Спустя два месяца специальная комиссия Ростехнадзора решила, что авария произошла по причинам, не зависящим от «Уралкалия», и была вызвана особенностями геологического строения шахтного поля. Менеджмент компании принял решение затопить рудник, однако год спустя, в июле 2007 года, его постигла еще одна беда – в районе фабрики технической соли образовался провал в грунте глубиной 15 метров и шириной 50−70 метров, повредивший энергетические и железнодорожные коммуникации. В результате этих аварий на участке железной дороги, проходящей вблизи места аварии, было прекращено пассажирское движение и ограничена скорость грузовых составов. На деньги краевого бюджета и РЖД были построены две обходные железнодорожные ветки, а ТГК-9 пришлось перенести часть объектов ТЭЦ -10. Местные власти были вынуждены также переселить часть жителей Березников, на что были затрачены средства из федерального бюджета. Но к апрелю прошлого года провал приблизился к полотну второй обходной железнодорожной ветки менее чем на 80 метров, поставив под опасность грузоперевозки предприятий, расположенных в этой зоне. Тогда и стал обсуждаться вопрос о строительстве третьей, обходящей рудник ветки протяженностью 2,5 км со сметной стоимостью до 2,5 млрд рублей. Параллельно с этой возникла и другая идея – построить большую железнодорожную магистраль протяженностью 53 км, обходящую все шахтные поля «Уралкалия», стоимостью почти 14 млрд рублей в однопутном варианте (по ценам лета 2008 года). Естественно, вопрос упирался (и упирается до сих пор) в то, на чьи деньги все это строить. Совсем некстати разразился еще и финансовый кризис. Поэтому 29 октября 2008 года заместитель председателя правительства Игорь Сечин принял уникальное решение – создать новую комиссию и провести повторное расследование причин аварии. Чтобы, так сказать, точнее убедиться в том, что «Уралкалий» в этой ситуации невиновен. Или виновен – и тогда потребовать от компании возмещения ущерба. Виновен Согласно акту по итогам нового расследования, полученному компанией «Уралкалий», «комиссия пришла к заключению, что причиной аварии является совокупность геологических и технологических факторов». Названные в документе факторы в целом совпадают с материалами акта первого расследования причин аварии, в частности, подтверждается, что причиной происшествия стала природная аномалия. Однако при этом новая «комиссия отмечает, что аномальное строение водозащитной толщи на аварийном участке могло быть выявлено ранее, в том числе в период наибольших деформаций дневной поверхности вблизи аварийного участка, при целевом планомерном ее геологическом изучении недропользователем». В новом акте также указано несколько дополнительных причин технологического характера, в частности «неоставление охранного целика под железной дорогой, ведение закладочных работ с большим запаздыванием и не в полном объеме. Технологическими факторами являются действия недропользователя при отработке солей, закладке камер, мониторинге состояния целиков и дневной поверхности и недостаточные исследования состояния водозащитной толщи на аварийном участке в соответствующие периоды эксплуатации рудника». Если эти слова перевести на русский язык, можно убедиться – новая комиссия считает, что в свое время «Уралкалий» не выделял достаточного количества организационных и материальных ресурсов для предотвращения аварии. И это, пожалуй, самый главный ее вывод, который служит основанием для всех последующих финансовых расчетов – «Уралкалий» виновен. Порядок платежей В выводах новой правительственной комиссии пока публично объявлена только одна цифра ущерба – расходы на ликвидацию последствий аварии на момент расследования. К ним относятся расходы бюджетов всех уровней, включая расходы на переселение жителей Березников, а также затраты на строительство обходного шестикилометрового железнодорожного пути. Совокупная сумма всех этих трат, перечисленных в акте, на момент расследования составляет около 3,1 млрд рублей. Стоит отметить, что с этой цифрой «Уралкалий» никогда не спорил. Более того, его представители еще осенью прошлого года, не дожидаясь вердикта комиссии, были готовы отдать эти деньги, в очередной раз подтвердив свое стремление в начале прошлой недели, когда министерство градостроительства и развития инфраструктуры Пермского края оценило расходы всех уровней бюджетов на устранение последствий аварии на Первом рудоуправлении «Уралкалия» в 2,5 млрд рублей. По данным министерства, за период с 2006 по 2008 год из федерального бюджета на эти цели было выделено 1,8 млрд рублей, из краевого бюджета – 654,9 млн рублей, из местного бюджета – еще 44,5 млн рублей. «Уралкалий» заявил, что готов компенсировать эти деньги и до 5 февраля заключить соглашения с правительством Пермского края и администрацией города Березники, в которых будут учтены требования сторон. Дальше начинаются блуждания в финансовом тумане. Помимо этих сумм в документах комиссии фигурируют и другие расходы «будущих» периодов, как то: расходы, связанные с переселением граждан; расходы по переносу инженерных коммуникаций, расходы РЖД и других предприятий, расходы бюджетов, потери полезных ископаемых и т. д. По словам представителей «Уралкалия», они пока не получили от комиссии приложения к основному акту, где фигурируют эти цифры. По мнению аналитика ИК «Цэрих кэпитал менеджмент» Олега Душина, возможно, тем самым комиссия дает понять химикам, что к этому вопросу будут подходить гибко. Поэтому вся сумма не называется сразу, чтобы не обременять компанию излишним взысканием.
|