Несмотря на пессимистичные прогнозы по российскому авторынку, ведущий мировой концерн BASF решил открыть в России завод по производству автомобильных катализаторов. Как считают эксперты, в нынешних условиях отвоевать себе нишу на этом рынке будет сложно. Но в долгосрочной перспективе такие планы вполне оправданны: даже по пессимистичным прогнозам, в 2011—2012 годах российский автомобильный рынок начнет восстанавливаться. Кроме того, к этому времени планируется введение нового экологического стандарта Евро-4. Вчера немецкий химический концерн BASF объявил об открытии завода по производству автомобильных каталитических нейтрализаторов (катализаторов) в Красногорске. Объем инвестиций в новый завод и планируемый объем производства в BASF не раскрывается. По данным РБК daily, мощность завода может составить до 1 млн катализаторов для легковых автомобилей в год, кроме того, предусмотрена возможность для расширения производства за счет линии выпуска катализаторов для грузовых автомобилей. По оценке экспертов, объем инвестиций в такой завод составляет около 10—15 млн долл. По словам директора по исследованиям каталитических нейтрализаторов для транспортных средств (BASF Catalysts) Михаила Родкина, BASF намерен поставлять произведенные в России катализаторы российским автозаводам, выпускающим как отечественные модели, так и иномарки. По словам г-на Родкина, завод уже прошел период отладки производства и у компании уже есть контракты на поставки продукции. Между тем, как сообщил источник в отрасли, компания открыла завод раньше, чем в России появились производители выхлопных систем — canner. «Производители иномарок — Renault, Ford, Volkswagen и другие — не готовы работать с отечественными производителями выхлопных систем, а международные еще не открыли свои производства в России», — говорит собеседник РБК daily. «На мировом рынке у производителей катализаторов своя цепочка работы с автоконцернами, так как им необходимо координировать разработки двигателей и выхлопной системы. И в Россию иностранные концерны пока что ввозят готовые системы выхлопа», — отмечает гендиректор российского представительства Johnson Matthey Михаил Пискулов. Эта британская компания открыла в России свой завод по выпуску автомобильных катализаторов в августе прошлого года. На мировом рынке катализаторов BASF и Johnson Matthey занимают около 40 и 30% соответственно. Для иностранных концернов локализация в России производства выхлопных систем помогла бы выполнить и требования по промышленной сборке, и удешевить производство. Но для этого им необходимо выйти на рентабельные объемы выпуска. «Они были близки к этому в предкризисную ситуацию», — считает Михаил Пискулов. Однако кризис может существенно отодвинуть такие планы. «С падением продаж автомобилей пропорционально падают и продажи катализаторов», — говорит исполнительный директор Национальной ассоциации производителей автомобильных компонентов Михаил Блохин. В прошлом году в России было выпущено 1,5 млн автомобилей, из которых 40% составили иномарки. По оценкам экспертов, в этом году эти объемы могут сократиться на 30—40%. Впрочем, для долгосрочных планов российский рынок остается перспективным. По оценкам Boston Consulting Group, дно на отечественном автомобильном рынке может быть достигнуто в 2010 году, а в 2011-м рынок вновь начнет расти. К этому времени подоспеет и введение в России новых экологических стандартов, в частности Евро-4. На связанное с этим расширение рынка сбыта рассчитывают и в BASF, и в Johnson Matthey. По мнению Михаила Блохина, конкуренция на рынке катализаторов будет жесткая. «Лидером станет тот, кто в кризисный момент сумеет предложить решения с меньшими издержками», — говорит он. По материалам www.rbcdaily.ru |