В Минтрансе ищут способы, как помочь простаивающим вагоностроительным заводам. Ведомство предлагает предоставить банкам госгарантии по кредитам на покупку нового подвижного состава. Но операторы железнодорожного парка сейчас заняты не столько покупкой новых вагонов, сколько поиском возможностей загрузить уже имеющиеся. По мнению участников рынка, более действенной стала бы помощь государства в реструктуризации долгов. Как сообщило 30 марта 2009 информационное агентство РБК, министр транспорта Игорь Левитин на заседании общественного совета Минтранса предложил помочь отечественным вагоностроителям получить заказы на новые вагоны с помощью предоставления госгарантий банкам, которые смогут выдавать кредиты на покупку нового подвижного состава сроком до трех лет по ставке до 18% годовых. Как пояснили в Минтрансе, соответствующие предложения будут сформированы и озвучены в виде предложений правительству через одну-две недели. При этом в ведомстве затруднились пояснить, о какой сумме госгарантий или о каком числе вагонов идет речь. Источник на рынке, знакомый с ситуацией, рассказал, что аналогичную идею министр транспорта уже озвучивал в начале 2009 года, когда он обещал содействие частникам в получении кредита по ставке до 15% годовых при условии, что те заключат договор на покупку подвижного состава с Уралвагонзаводом по цене 1,2 млн руб. Но заказов это не принесло. Собственники подвижного состава, похоже, не собираются занимать очередь за получением банковского кредита. Так, в «Российских железных дорогах» (РЖД) пояснили, что в 2009 году покупать новые грузовые вагоны не планируют. «Общее снижение грузооборота в первом квартале этого года составило 26,2%. Пока мы прогнозируем, что во втором квартале это падение составит 23,1%. Для перевозок такого количества груза нам хватает имеющегося подвижного состава», — отметили в РЖД. В монополии подчеркнули, что данное предложение может быть привлекательно, если речь пойдет о покупке пассажирских вагонов. «Этот парк изношен на 40%, и потребность обновления состава стоит очень остро», — признались в компании. Не намерены воспользоваться предложением г-на Левитина и в группе FESCO. В бизнес-плане компании на этот год не прописано приобретение новых вагонов. «Что могло бы заинтересовать операторов сегодня, так это до конца проработанный механизм тех же госгарантий, но по уже существующим кредитам, чтобы помочь в реструктуризации долга», — полагают в FESCO. Представитель самого крупного производителя грузовых вагонов — Уралвагонзавода — сообщил, что при существующих заказах на 6,3 тыс. вагонов предприятию, чтобы выжить, необходим заказ как минимум еще на 10—11 тыс. вагонов. На предприятии не очень верят в увеличение заказов, ведь собственник купит вагон только тогда, когда будет уверен в его окупаемости, а таких гарантий никто сейчас дать не может. По мнению экспертов, ставка в 18% годовых в рублях привлекательна для получателей. «Но для банков кредитовать на этих условиях — это работать практически в ноль», — говорит Станислав Боженко из «Уралсиба». По материалам www.rbcdaily.ru |