По наблюдениям торговцев, более всего сегодня востребованы винты самонарезающие (саморезы), шурупы универсальные, дюбель-гвозди для быстрого монтажа, дюбели распорные, анкерная техника (крепеж для бетонных конструкций), метрический крепеж (болты, гайки, шайбы и т. д.) и, конечно, старые добрые гвозди. Средняя надбавка к цене производителя при продаже оптом составляет 7-30%, в розницу — 50-200%. В принципе каждая единица товара стоит копейки, вот только закупается крепеж строителями или сборщиками не поштучно, а тоннами. Оборот точки на строительном рынке, торгующей крепежом, в среднем составляет $14 тыс. в месяц, а чистая прибыль не менее $5 тыс. (более 30%). Стоимость входного билета для владельца розничного ларька, торгующего крепежом, составляет примерно $16-22 тыс. В эту сумму входит покупка торговой точки на строительном рынке — от $1,2 тыс. до $8 тыс. (в зависимости от раскрученности рынка) и минимум $14 тыс. для формирования основного ассортимента продукции. Ежемесячная аренда составит $800-1500. Вложения в ассортимент при крупнооптовой торговле совсем иного порядка. Чтобы продавать, допустим, 100 т крепежа в месяц, на складе необходимо поддерживать постоянный запас в 500 т. Стоимость такого запаса составит порядка $750 тыс. Михаил Артемьев, коммерческий директор компании "Дракон": В процессе работы ассортиментный бюджет увеличится минимум вдвое. В современных условиях торгующей организации необходимо постоянно развивать ассортимент за счет новинок и расширения размерной линейки. Основные деньги делаются на гайках, саморезах высокой прочности, анкерных болтах. Спрос на этот ассортимент довольно стабилен. Сегодняшняя тенденция: мастера "уходят от молотка", то есть растет число тех, кто предпочитает использовать электроинструмент, а это влечет за собой изменение ассортимента в пользу крепежа, соответствующего по параметрам электрическому инструментарию. Малый бизнес против китайской угрозы По данным "Росметиза", потребности же России в строительном крепеже на 75% удовлетворяются за счет импорта — в основном из Юго-Восточной Азии и Украины. Отечественная крепежная отрасль постепенно сдает позиции, теряя ежегодно 10-15% объемов производства. Алексей Щепилов, генеральный директор компании "Метиз-торг": Появление на рынке новых качественных материалов и комплектующих, например, строительно-отделочных, диктует и совсем иные требования к качеству крепежа. Антон Андрейченко, продавец крепежа на строительном рынке в Строгино: Конечно, и сейчас есть покупатели, которые берут по принципу "лишь бы дешевле". Но таких становится все меньше. Вряд ли кто станет прикручивать дорогой немецкий ламинат ржавыми саморезами. Отечественная промышленность не соответствует всем этим требованиям. То, что у нас выпускалось небольшими порциями только для оборонки, в мире производилось и использовалось в широких масштабах. Китайские болты и шурупы оказались не только более качественными, но и дешевыми. Александр Семенов: Только не нужно все объяснять "китайской дешевой рабочей силой". Конкурентоспособная цена их изделий обусловлена, во-первых, технологичностью производства, а во-вторых, китайские предприниматели просто не закладывают такую высокую наценку, как наши. Сегодня Китай является мировым лидером по производству крепежа общего назначения (есть еще автомобильный, но о нем отдельно). А произошло это благодаря исторической случайности. Сразу после второй мировой войны США разместили на соседнем Тайване производство крепежа для нужд своей армии. Благодаря этому Тайвань сейчас является, во-первых, главным разработчиком и производителем оборудования для изготовления крепежа, а во-вторых, главным поставщиком сложного, высокотехнологичного крепежа. Что касается производства простых крепежных изделий, то оно постепенно было перенесено в материковый Китай, который Тайвань обеспечивает новейшей техникой и технологиями. Михаил Артемьев: Наш выбор Китая в качестве основного поставщика крепежа обусловлен многообразием постоянно расширяемого современного ассортимента, а также оптимальным сочетанием цены и качества. Российская промышленность на данном этапе здесь конкурировать не может. Сегодня отечественная промышленность почти полностью представлена большими заводами. Пять крупнейших российских метизных предприятий ("Северсталь-метиз", "ММК-метиз", "Мечел-метиз", УЗПС, Западно-Сибирский металлургический комбинат, "Евразхолдинг") занимают 85% отечественного производства метизов. 12% — все остальные средние заводы. Малым предприятиям остаются лишь 3%. Мировой опыт показывает, что такая структура отрасли неэффективна. Александр Семенов: Для развития метизного производства в России, наверное, будет правильно принять мировую модель построения отрасли через создание малых и средних предприятий, которые способны использовать новые технологии и современное оборудование. В качестве примера можно взять крепежное производство в Китае, которое за короткий период, семь-десять лет, стало крупнейшим в мире с годовым объемом 4-4,5 млн т (мировое производство крепежа 14-15 млн т). На Тайване доля малых и средних предприятий в выпуске метизов составляет около 80%, в США - 70%, в Европе приближается к 60%. Голь на выдумку хитра Компании, успешно торгующие крепежом, рассматривают возможность открытия собственного производства, а некоторые это уже осуществили. Сергей Пальчун, заместитель гендиректора Московского завода крепежа: Наше предприятие было основано в 2006 году на базе металлоторгующей организации. В связи с растущим спросом и конкуренцией на рынке продаж метизов нами было принято решение о постепенном переходе к производству. Сегодня, по мнению Сергея Пальчуна, рынок крепежа — это рынок производителя, то есть на нем спрос превышает предложение. За короткое время его предприятию удалось наладить сбыт новой продукции на отечественном рынке и получить коммерческие предложения из Прибалтики, ОАЭ, Казахстана и Финляндии. При современной технологии себестоимость метизных изделий, выпускаемых малыми предприятиями, оказывается по крайней мере не выше, чем у гиганта. Кроме того, малый бизнес имеет более высокую рыночную маневренность, чем индустриальные монстры. Впрочем, в крепежном ассортименте есть позиции, которые малому бизнесу не по плечу. Это, например, производство гвоздей. |