Завершились подготовительные работы к весеннему севу, и сейчас в стране полным ходом идет посевная. О первых успехах за этот год, а также о своих общих достижениях и планах на будущее рассказал генеральный директор ОАО "ФосАгро" Максим Волков. - Каких успехов в этом году вы уже успели достигнуть за время подготовки к посевной? - Под весеннюю посевную 2009 года наша компания уже реализовала российскому АПК свыше 600 тыс. тонн удобрений. Причем почти половина этого объема поставлена через биржевые торги. - Весьма солидное достижение! Наверняка за всю историю "ФосАгро" таких было немало... - Если говорить откровенно, за все время своего существования компания "ФосАгро" проделала сложный путь, пройдя несколько этапов построения своей сбытовой сети. Компания была образована в конце 2001 года на основе ОАО "Апатит" (Мурманская обл.), ОАО "Аммофос" (Вологодская обл.), ОАО "Воскресенские минудобрения" (Московская обл.) и ООО "Балаковские минудобрения" (Саратовская обл.). В 1999 году все предприятия - производители удобрений, которые потом вошли в компанию "ФосАгро", поставили на внутренний рынок всего 30 тыс. тонн удобрений, что составило всего 1,5% потребления удобрений внутренним рынком. Для сравнения: сегодня доля компании "ФосАгро" на внутреннем рынке близка к 35%, а по фосфорным удобрениям - к более чем 50%. Тогда, в 1999 году, производители были полностью ориентированы на внешний рынок. И хотя первые попытки организации сбытовой сети в России пришлись именно на 1999-2001 годы, стройной сбытовой сети тогда выстроено не было. Но тем не менее наша компания решила пойти именно по тому пути развития, который предполагает создание хорошо функционирующей сбытовой сети в России! Такая сеть решает проблему сезонности спроса и непрерывного характера производства и завершает вертикальное построение холдинга "ФосАгро" - от апатитовой руды до поля потребителя. Огромную роль в реализации этого подхода сыграло и то обстоятельство, что изначально, в период своего формирования в 2000-2002 годах, компания "ФосАгро" задумывалась в первую очередь как интегрированный производитель, ориентированный в первую очередь на отечественного потребителя. - Наверное, работать над созданием такой сети в России было нелегко? - Да, но мы справились. Этап динамичного увеличения поставок минеральных удобрений компанией "ФосАгро" на внутренний рынок пришелся на 2002-2005 годы. Так, в 2002 году компания реализовала для отечественного АПК 400 тыс. тонн удобрений, в 2003-м - 600 тыс., в 2004 году - более 800 тыс. тонн. Рубеж в миллион тонн был преодолен в 2005 году. В этот период следом за "ФосАгро" устремились компании "Акрон" и "ЕвроХим". Уже в 2005 году сбытовая сеть нашей компании состояла из 12 региональных представительств и имела более 60 сбытовых баз общей мощностью единовременного хранения более 400 тыс. тонн продукции. Сегодня, в 2009 году, суммарные параметры сбытовых сетей "Акрона" и "ЕвроХима" вплотную приблизились к нашим показателям 2005 года. "Акрон" свой миллион продал на внутреннем рынке только в 2007 году. Хотя я считаю, что суммировать в объем поставок на внутренний рынок отгрузки 150 тыс. тонн удобрений в Калининградский морской рыбный порт в год - не совсем корректно. Ведь там из них производятся тукосмеси, полностью отгружаемые на экспорт. - Скажите, а чем можно объяснить такой солидный разрыв в объемах поставок на внутренний рынок у вас и ваших конкурентов? - Дело в принципиально разных режимах работы сбытовых сетей "ФосАгро" и остальных компаний. Наша сбытовая сеть с первых дней своего существования работала в открытом режиме. Фактически любой производитель мог разместить свой товар на наших базах и конкурировать с нашей продукцией. Мы благодарны всем производителям удобрений за то, что они воспользовались нашей сбытовой сетью для реализации своей продукции отечественному АПК. Фактически это вся российская агрохимия, причем не только независимые производители, но и предприятия крупных агрохимических холдингов - "Акрона", "Еврохима" и "Уралхима". Но и наши сбытовики не сидели сложа руки, при необходимости они сами закупали продукцию других производителей, в том числе и у "Акрона", лишь бы обеспечить потребности наших традиционных контрагентов.
|