ЛЮДИ НАЧИНАЮТ ЭКОНОМИТЬ НА ЗДОРОВЬЕ - Артур Ринардович, аптек в Казани, несмотря на кризис, очень много… - Много. Другой вопрос, насколько эти аптечные учреждения, особенно те, которые не входят в крупные аптечные сети, эффективны? - Но если их открывают, наверное, это выгодно. - Не всегда. Их открывают, потому что думают, что это выгодно, руководствуясь тем, что раз аптек много, значит, все они приносят прибыль. Бытует мнение, что аптеки - золотой бизнес, но это мнение обывателя. Для того чтобы понять, насколько бизнес рентабельный, нужно четко понимать его экономику. А люди, которые открывают аптечные учреждения, зачастую не просчитывают свой бизнес, и через полгода – год его закрывают. Таких аптек десятки. Могу вас уверить, что в аптечном бизнесе нет высокой рентабельности. Его единственный плюс в том, что он стабильный. Люди болеют, и будут болеть, следовательно, покупать медикаменты. Но сейчас, в период кризиса, даже это утверждение пошатнулось - покупательская способность людей падает. Медикаменты по-прежнему покупают, но какие? Если раньше покупали качественные и дорогие, то сейчас покупают дешевые. - Вы хотите сказать, что чем дороже медикамент, тем он качественнее? - Есть оригинальные препараты, а есть неоригинальные. На разработку химической формулы оригинального препарата затрачиваются сотни миллиардов долларов, что, безусловно, отражается на его цене. Разработчик патентует название и химическую формулу этого препарата на 5-7 лет, в течение которых никто больше не имеет права его выпускать. Но как только заканчивается лицензия, этот препарат сразу же выходит во всем мире, только под другими названиями. Из-за того, что производители уже не тратят деньги на его разработку, стоимость препарата падает в разы. Люди начинают переходить на более дешевые препараты. Цена является отражением тех затрат, которые компания несет на производство данного препарата. Но производство бывает разное. Бывает на Дальнем Востоке, а бывает в центральной части России. Цена будет включать стоимость перевозки. Но на Дальнем Востоке дешевая рабочая сила, а в Москве дорогая, это может компенсировать затраты на перевозку. Поэтому для того, чтобы сказать, из чего складывается цена, надо учитывать структуру затрат на производство, объемы продаж медикамента и ряд других факторов. - Какие еще изменения привнес кризис в покупательское поведение? - Снижение покупательской способности уже затронуло все сегменты аптечной розницы. Люди начинают отказываться от сопутствующих товаров, косметики, медицинских приборов… ЦЕНЫ ОПРЕДЕЛЯЕТ ПРОИЗВОДИТЕЛЬ И ОПТОВИК - С Нового года цены на лекарства выросли в среднем на 20 процентов. Лекарства еще будут дорожать? - Стоимость медикаментов привязана к евро-долларовой корзине, при этом 80 процентов российского рынка – это импортные препараты. В цепочке "производитель - дистрибьютор – розница" самым темным звеном является именно производитель. Мы не знаем, сколько он затратил на производство, сколько на рекламу, тем более, если это зарубежный производитель, который не обязан отчитываться перед российским правительством. Наценка розничного звена – прозрачная: 20-25 процентов в зависимости от группы препарата. Медикаменты дорожают у производителей, а мы как свои 25 процентов наценивали, так и нацениваем. Более того, сейчас в правительстве Татарстана лоббируется вопрос о снижении нашей торговой наценки. - Как повлияет снижение торговой наценки на вашу работу? - Это будет колоссальнейший удар по всему розничному звену. Проблема в том, что все говорят, что мы, якобы, наживаемся на людях, но никто не считает наши затраты! Никто не говорит о том, что повысились проценты по банковским кредитам, увеличилось налоговое бремя, подорожала электроэнергия, телефонные переговоры, коммунальные услуги, уборка территории, аренда, охрана, о том, что, несмотря на кризис, в прошлом году мы повысили людям зарплату... Каким образом мы наживаемся, когда наша наценка фиксирована? Мы абсолютно прозрачны для любой проверяющей организации. Если, строители, к примеру, могут сделать хоть 200 процентов наценки, то мы работаем в жестких границах. Снижение торговой наценки станет ударом, который приведет к закрытию многих аптечных учреждений. Мы будем вынуждены экономить: сокращать ассортимент, потому что у нас не будет хватать финансовых средств для того, чтобы держать нормальные товарные запасы. И самое страшное – мы будем вынуждены сокращать рабочие места. А ведь аптека – это социальный объект. |