Несмотря на кризис, украинские морские порты смогли увеличить прибыль в четыре раза: в I квартале 2009 они заработали рекордную сумму – 522,3 млн грн. Этому способствовали рост тарифов и девальвация гривны в 2008 году. Но уже в 2010 году предприятия ожидает стагнация, отмечают участники рынка. В I квартале 2009 чистая прибыль морских торговых портов составила 522,386 млн грн, что в четыре раза больше, чем за аналогичный период прошлого года (130,654 млн грн), сообщило вчера Министерство транспорта и связи. Их выручка составила 2,26 млрд грн (+66%), в госбюджет направлено 376,334 млн грн (+189%). "Это колоссальный прорыв в условиях кризиса, когда практически во всех отраслях наблюдается значительный спад,– заявил глава министерства Иосиф Винский.– Даже порты, которые в прошлом году работали в убыток, в этом не только вышли в ноль, но и получили прибыль". Рост прибыли произошел даже несмотря на то, что объемы переработки грузов продолжают падать. По итогам I квартала порты переработали 25,8 млн т – на 17,1% меньше, чем годом ранее. Порты избежали убытков благодаря повышению портовых тарифов и девальвации гривны в прошлом году, объясняет заместитель директора Одесского морского торгового порта Юрий Васьков: "Во втором полугодии на 58% были увеличены портовые сборы и на 20% – ставки на грузовые работы, которые впоследствии увеличились еще на 20%. В I квартале мы работали уже по новым ставкам, что и помогло получить такую прибыль". По его словам, до 95% доходов порты получают в иностранной валюте, что сыграло на руку предприятиям в условиях девальвации гривны. "Кроме того, при меньшем объеме перевалки порты начали работать более эффективно, что также способствовало увеличению прибыли",– говорит руководитель исследовательского агентства InfraNews Алексей Безбородов. Но уже в следующем году порты ощутят на себе последствия кризиса: "Предпосылок для роста перевалки нет, не приходится ожидать и повышения ставок",– отмечает господин Васьков. По словам господина Безбородова, рынок будет падать в том числе из-за роста стоимости перевалки в портах в прошлом году. "Порты повысили ставки, а 'Укрзализныця' тарифы. Это привело к тому, что многие российские экспортеры переключились на работу с российскими портами и портами в Риге и Клайпеде – это оказалось выгоднее",– констатирует эксперт. По материалам www.kommersant.ua |