Производителям индустриальных лаков и красок удастся пережить кризис, если спад в промышленной и строительной отраслях хотя бы частично компенсируется за счет экспорта… Первый квартал 2009 года оправдал самые худшие ожидания производителей лакокрасочных материалов (ЛКМ): по их оценкам, рынок сжался примерно на 30 — 40% по отношению к аналогичному периоду 2009 года. Упали и объемы производства: по итогам 2008 года в Свердловской области выпущено ЛКМ на 3,5% меньше (14 тыс. тонн), за четыре месяца 2009−го — уже на 63,1% (все данные приведены к аналогичным периодам прошлого года). Постиндустриализм Основная причина — спад традиционных отраслей-потребителей. Активная модернизация и строительство металлургических, химических и машиностроительных производств до кризиса способствовали стабильному росту потребления ЛКМ на 9 — 12% в год. В результате в 2007 году впервые за поcледние 20 лет объем производства ЛКМ в России приблизился к 1 млн тонн, а потребление — к 1,25 — 1,3 млн тонн. Еще в первой половине 2008 года рост составил 12%. Но уже в конце 2008 года спрос упал примерно на четверть. Предприятия сполна ощутили падение спроса со стороны строителей. Как отмечает заместитель директора Екатеринбургского лакокрасочного завода Владимир Рудик, объемы производства пришлось снизить примерно на 50%. В первую очередь из-за того, что в регионе заморожены многие инфраструктурные проекты: на них приходилось около 55% потребления. «Теперь строительство встало, а вслед за этим существенно упали объемы производства и на заводах металлоконструкций, которые занимали второе место в структуре потребления продукции уральских лакокрасочных заводов», — отмечает руководитель отдела продаж ПТСК «Алькор» Оксана Подлеснова. Участники строительного рынка признают: если в первом квартале на нем и было небольшое движение, то только за счет завершения старых проектов. Из ямы этот рынок раньше 2010 года не выйдет. Поэтому, полагают в химических компаниях, восстановления спроса на ЛКМ на уровне мая 2008 года стоит ожидать не раньше чем через год-полтора. Второй удар пришел со стороны машиностроителей (на долю отрасли приходилось примерно 16% потребления ЛКМ): они сократили производство станков и инструментов, грузовиков и автомобилей, уже несколько раз с начала года останавливали конвейеры. Сделай сам Единственный сегмент, который вряд ли пострадает от кризиса, — ЛКМ для розничной продажи: люди ремонтируют дачи и квартиры в любые времена. Но для уральских заводов он вряд ли станет спасительным. Во-первых, их доля на нем крайне мала: розница давно завоевана крупными федеральными производителями, и конкуренция высока. Во-вторых, для предприятий ЛКМ, которые вообще не производили продукцию для розницы, переориентация производства обойдется дороже, чем потери из-за падения спроса в индустриальном секторе, поясняет Оксана Подлеснова. Да и рентабельность здесь намного ниже. Рассчитывать на то, что девальвация рубля, как и во время кризиса 1998 года, приведет к снижению импорта и переориентации промышленников на отечественные краски, не приходится. Как отметили в компании «Уралхимбизнес», в связи с повышением курса валют объем импорта действительно уменьшился, но эффект для российских производителей от этого весьма незначителен: «Промышленники действительно стали больше интересоваться ЛКМ уральского производства, но если и принимают решение об их покупке, то отдают предпочтение материалам низкого ценового сегмента». Сохранить бизнес уральские производители пытаются, как ни странно, за счет расширения рынков сбыта. Так, Челябинский лакокрасочный завод Festpro делает ставку на регионы ближнего зарубежья. «Мы компенсировали снижение спроса на внутреннем рынке капитального строительства и ремонта увеличением экспорта главным образом в Узбекистан и Казахстан, где отмечается стабилизация спроса. Каналы сбыта в эти страны наладили еще до кризиса. И за счет этого теперь нам удалось увеличить экспортные поставки», — пояснил заместитель директора по продажам Николай Иванов. Екатеринбургскому лакокрасочному заводу большую часть продукции удается реализовывать за счет развитой филиальной сети в Сибири и на Дальнем Востоке. «В этих регионах производителей лакокрасочной продукции немного, конкуренция со стороны крупных федеральных игроков не высока. За счет этого пока и держимся», — поясняет Владимир Рудик. Кроме того, заводы стали активнее участвовать в тендерах на закупки ЛКМ для МВД, воинских частей, а также крупных нефтяных компаний. И если региональные правительства ко всему прочему реализуют свои планы по ремонту жилья, находящегося в аварийном состоянии, шансов пережить кризис будет больше. По материалам «Эксперт Урал».
|