В этом, 2009, году исполняется 30 лет с тех пор, как на Тосненском заводе бытовой химии была запущена линия по производству клея «Момент», быстро завоевавшего популярность на внутреннем рынке СССР. Но международную известность он получил, когда в 1990−е годы торговую марку «Момент» вместе с заводом-производителем приобрела немецкая компания Henkel. Корпорация инвестировала в модернизацию производства клеев марки «Момент» более 2 млрд долларов и внедрила европейские технологии в области бытовой химии для расширения ассортимента бренда. Сегодня продукция Henkel представлена в России во всех сегментах рынка, включая стиральные порошки, чистящие средства, косметику, средства личной гигиены и клеи. С наступлением экономического кризиса Henkel, в отличие от большинства крупных производственных предприятий, не остановил в России ни одного конвейера, не проводил сокращений и не снижал зарплату сотрудникам. О перспективах развития бизнеса в России рассказал президент компании «Хенкель-Россия» Петер Гюнтер. – Не будет преувеличением сказать, что Henkel – истинный долгожитель среди зарубежных промышленных инвесторов, работающих в России. Как концерну удалось пережить серьезные перемены как в политическом, так и в экономическом плане? – Историю развития компании на российском рынке можно разделить на два этапа. Первые 10 лет мы инвестировали средства только в предприятия и производство, делая акцент на бизнесах «Моющие и чистящие средства» и «Клеи и технологии». На рекламу и маркетинг выделяли не столь значительные суммы. Это связано и с политическими рисками (мы наблюдали тяжелый период адаптации российского общества к системе рыночных взаимоотношений, рост социальной напряженности), и с экономическими – ведь совокупная покупательная способность населения снижалась с каждым годом. Но Henkel все же не испугался и пришел в Россию. Мы поверили в страну, ее потенциал. Полагаю, этот дальновидный превентивный шаг сыграл значительную роль в том успехе, который мы имеем на российском рынке. С 2002−2003 годов начинается вторая фаза развития компании в России, когда были предприняты массированные инвестиции. На этот раз деньги вкладывали не только в предприятия и производство, но прежде всего в портфель наших брендов, маркетинг и рекламу. Как сегодня концерн оценивает политические и экономические риски в России? Мы считаем, что Россия – страна номер один с точки зрения и потенциала рынка, и перспектив долгосрочных инвестиций. У нас особое отношение к России – сейчас это одна из самых важных стран для Henkel, и именно поэтому мы планируем долгосрочные инвестиции. – Как компания переживает кризис? Насколько известно, вы не проводили сокращений персонала, не останавливали производство… – Если мы посмотрим на российскую промышленность, то увидим, что больше всего пострадали компании, которые ориентированы на производство промышленных товаров. Производители потребительских товаров пострадали в меньшей степени. И если говорить о подразделениях, которые здесь представлены (моющие и чистящие средства, косметика, клеи и т.д.), то, конечно, темпы роста не такие, как были, но тем не менее они все еще измеряются двузначными цифрами в большинстве категорий. Поэтому наши российские предприятия не занимаются тем, чем заняты большинство компаний. Они не сокращают производство, рабочие места, инвестиции в продвижение своих товаров. Наоборот, мы повышаем зарплату, увеличиваем производство, инвестируем деньги в развитие и рекламу своих товаров. Но мы отдаем себе отчет в реальной ситуации, и вполне возможно, что во второй половине года ситуация с потребительскими товарами будет более проблематичной, чем в первой: сокращение доходов, которое наблюдается сейчас, окажет влияние на потребительский спрос. Но в любом случае кризис не приведет к тем последствиям, о которых вы говорили. Наоборот, для нас он создает возможности для развития, особенно для увеличения рыночной доли. – Исследования показали, что динамика спроса в период кризиса неоднородна в разрезе ценовых категорий. Компании, работающие в низших ценовых сегментах рынков, в меньшей степени ощутили влияние кризиса. Не планируете ли вы корректировать свою маркетинговую политику с точки зрения ценового позиционирования? – Дело в том, что мы готовы обслуживать все сегменты российского рынка. Например, стиральные порошки. Есть Persil для премиального сегмента, есть «Лоск» для среднего, «Пемос» и «Дени» как бюджетные варианты. Мы наблюдаем некоторое снижение потребления в верхних ценовых сегментах и повышение в низших. Но так как наша продукция представлена во всех сегментах, мы готовы к этой ситуации. – Вы корректируете производственный план в связи со смещением спроса? – Конечно, мы реагируем на изменение структуры спроса. Но это временный факт. Интерес к верхнему и среднему сегментам вернется, соотношение товаров станет прежним. Будем надеяться, что этот кризис будет короче, чем предыдущий. В любом случае нужно быть готовыми к разным вариантам развития событий. Меня, к слову, впечатлил высокий уровень образования сотрудников в России. Это видно на всех уровнях. Еще я бы отметил непростое развитие рынка. Например, с одной стороны, в торговом обороте России большую долю занимают как традиционная торговля, так и открытые рынки, с другой – современные форматы стремительно растут. Возникает некий вызов: как одной организации обслуживать оба направления? – В Европе не так? – В Европе более 70% занимает современная торговля, в некоторых странах, может быть, даже 80%. В России доли гипермаркетов, супермаркетов и дисконтных магазинов растут с одинаковой динамикой. Получаются совсем другие, но не менее перспективные условия для развития бизнеса. Эта ситуация открывает для нас большие перспективы, особенно в восточной части России и в маленьких городах. То, что в Европе происходило 30 лет (смена этапов развития торговли), в России происходит сегодня одновременно. По материалам «Эксперт Северо-Запад» |