О том, как справляется с вызовами дня сегодняшнего лидер российского рынка метанола - ОАО «Метафракс» - в интервью с председателем Совета директоров компании Арменом Гарсляном. - Армен Гайосович, в I квартале 2009 г. объем производства упал практически у всех химпроизводств России. На «Метафраксе» объем производства метанола снизилось за это время на 40%, КФК - на 12%, производство формалина - практически в два раза. Чем вы объясняете это снижение? - Мы эту ситуацию прогнозировали и были к ней готовы, насколько это возможно. Мы постоянно обмениваемся информацией с нашими зарубежными партнерами, потребители начали «сворачивать» производства, снижать мощности либо останавливаться на долгосрочные ремонты уже в конце 2008 года. Поэтому мы готовились к худшему. И кризисные решения себя оправдывают. В любом случае конечный потребитель «Метафракса» - это строительная индустрия, производство ДВП, ДСП, фанеры, кабеля, красок, теплоизоляции - все это очень сократилось, рынок сузился, мировой спрос на стройматериалы упал. - Если искать альтернативные рынки и сферы применения продукции? - У нас очень широкий рынок применения продукции, но кризисные явления так или иначе затронули все рыночные сегменты. Метанол используется при производстве шин, автокрасок, МТБЭ. Соответственно, встал автопром, это отразилось и на нас. Есть абсолютно новая сфера применения метанола - в качестве топливного элемента, есть новые разработки по использованию формалина. И мы предполагаем, что рано или поздно это должно получить свой экономический эффект. -Как вы прогнозируете дальнейшее развитие химического рынка? - Без потерь этот период не пройдет никто, но выживет тот, кто тщательно просчитывал бизнес. И мы этим занимались, усовершенствуя экономические процессы, вводили безотходное, энергосберегающее и экологичное производство. Основное наше внимание - на увеличении внутренней переработки метанола, как минимум до 40%, и на снижении себестоимости путем модернизации и внедрения новых технологий. Реализация стратегических программ развития предприятия в последние 7-8 лет дала нам задел прочности для того, чтобы адаптировать к новым рыночным условиям. Той цены, которая была, уже не будет. Если еще в 2008 году метанол стоил более 400 евро за тонну, то, по нашим подсчетам, посткризисная его цена не превысит 200-250 евро. Но рынок со временем выровняется, строительство все равно продолжится, население планеты увеличивается. Метанол найдет еще более широкое применение и потребление. - Каковы прогнозы на вторую половину 2009 года? -Цена должна подняться по логике вещей, поскольку увеличится себестоимость, будут повышены тарифы и цены на природный газ. В третьем квартале мы прогнозируем рост рынка - порядка 20%. - Объем экспорта ОАО «Метафракс» снизился с 42% в 2008 г. до 22% в I квартале 2009-го. С чем это связано? С падением спроса на экспорте, тарифами на перевозку?
|