Нефтяная компания «Татнефть» (ТН) в первом полугодии 2009 года снизила нефтедобычу на 2,2% по сравнению с аналогичным периодом 2008−го, но почти вдвое увеличила инвестиции в свои перспективные проекты. Об этом сообщил на совещании с республиканскими нефтяными компаниями в Елабуге генеральный директор компании Шафагат Тахаутдинов. «Своевременные антикризисные меры и работа по повышению устойчивости компании позволили обеспечить добычу нефти в пределах плановых объемов — добыто 12,79 млн тонн нефти», — сказал он. За это время для ТН, на долю которой приходится 80% добываемой в Татарстане нефти, нефтесервисными компаниями было пробурено 275 тыс. метров горных пород и введено в эксплуатацию 169 новых добывающих скважин со средним дебитом 9,9 тонны в сутки. По словам Шафагата Тахаутдинова, несмотря на кризис, «Татнефть» в первом полугодии этого года также продолжила экспансию и за пределы республики: на окружающих ее территориях за это время было пробурено 10 новых скважин и добыто 131 тыс. тонн нефти. На месторождениях, например в Самарской области, введена установка по подготовки нефти «Калиновый клюк», инвестиции в создание которой составили 813 млн рублей. ТН также завершила бурение первой скважины в Ливии и трех в Сирии, на двух из которых получен промышленный приток нефти с суммарным дебитом 200 тонн в сутки. В то же время общая сумма инвестиций «Татнефти» по дочерним и зависимым обществам за последние полгода, по словам Шафагата Тахаутдинова, возросла вдвое, достигнув 50 млрд рублей (за аналогичный период прошлого года компанией было инвестировано 26 млрд рублей). При этом основной объем инвестиций был направлен на строительство комплекса нефтехимических и нефтеперерабатывающих заводов в Нижнекамске и завода цельнометаллокордовых шин. Принцип этого решения понятен — оба проекта связаны с получением дохода от продукции высоких переделов нефти, что позволит «Татнефти» превратиться в полноценную вертикально интегрированную нефтяную компания (ВИНК). За время кризиса рентабельность связки «добыча—переработка—торговля нефтепродуктами» у всех отечественных ВИНК выросла в пять-шесть раз. У «Татнефти» среднее звено этой связки пока выпадает, поэтому она и стремится в кратчайшие сроки запустить хотя бы первую очередь Нижнекамского нефтеперерабатывающего комплекса. В сентябре 2009 года на площадке принадлежащей ей «Нижнекамскшины» ТН планирует осуществить и пробный пуск завода по производству цельнометаллокордных шин. Выход его на проектную мощность 1,2 млн в год весьма востребованных на рынке шин предполагается в конце 2010 будущего года. Не забыты оказались и малые нефтяные компании (МНК) Татарстана, большинство из которых так или иначе аффилированы с «Татнефтью». В первом полугодии этого года МНК добыли 3,26 млн тонн нефти, что на 2,8% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Сегодня в Татарстане действуют более трех десятков независимых малых нефтяных компаний, большинство из которых объединены в «Нефтеконсорциум» (НКС). В конце прошлого года многие из них, как и по всей России, были вынуждены приостановить добычу — упавшая цена на нефть и высокие экспортные пошлины вывели их работу за грань рентабельности. На оживление татарстанских МНК повлияла не только смена ценового вектора нефти и введение федеральным правительством нового механизма взимания экспортной пошлины, но и республиканская нефтяная политика. Как сообщил генеральный директор НКС Фанис Валиев, «Татнефть» реструктуризировала 547 млн рублей задолженности малых нефтяных компаний, которая образовалась перед нею на начало этого года. Кроме того, по словам Валиева, принято решение об отмене авансовых платежей малыми компании в адрес «Татнефти» за сервисные услуги, что тоже повлияло на их финансовое состояние. В то же время он признал, что, поскольку процентные ставки по кредитам возросли в полтора-два раза, то МНК вынуждены были «приостановить свои инвестиционные программы и перейти на обслуживание банковских кредитов». В 2008 году МНК Татарстана обеспечили прирост запасов нефти на уровне 14 млн тонн, ими открыто шесть месторождений. В этом году ожидается, что республиканские малые нефтяные компании прирастят запасы нефти в пределах лишь 700 тыс. тонн. КОММЕНТАРИЙ Александр Еремин, аналитик ИК «Финам»: - Несмотря на снижение показателей добычи за первое полугодие 2009 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, в целом мы положительно оцениваем степень финансовой устойчивости «Татнефти». Важно отметить, что динамика добычи нефти изменилась во втором квартале — с марта по июнь наблюдался стабильный рост среднесуточной добычи, что дает повод думать о переломе тенденции, даже несмотря на кризис. Дальнейшему повышению финансовой устойчивости этой компании должно способствовать и развитие направления переработки нефти. На данный момент «Татнефть» является самой крупной из российских нефтедобывающих компаний, у которых нет собственных НПЗ. Мощность будущего НПЗ в Нижнекамске планируется на уровне 7 млн тонн (что соответствует более чем четверти всего объема добычи «Татнефти»), причем уже в 2010 году планируется удвоение этой мощности. Таким образом, занимаясь переработкой собственной нефти, компания должна получить значительно большие выгоды, чем в среднем по отрасли, так как в настоящий момент качество нефти компании сильно уступает другим компаниям, что ограничивает рентабельность. Вследствие этого компания сможет сгенерировать достаточный денежный поток, чтобы не только обслуживать обязательства перед кредиторами, но в дальнейшем инвестировать в нефтепереработку. Если рассматривать первое полугодие 2009 года в целом, то внутренние цены на нефть выросли за этот период почти в 3,5 раза, в то время как оптовые цены на нефтепродукты — только на 15%. А внутренние розничные цены нефтепродуктов упали на 10%. Таким образом, рентабельность нефтепереработки в России существенно сократилась. Тем не менее мы полагаем, что в среднесрочной перспективе на фоне ослабления давления со стороны ФАС и улучшения макроэкономической конъюнктуры рентабельность переработки имеет тенденции к увеличению. При этом инвестиции «Татнефти» в завод по производству шин мы также считаем оправданными, потому как при улучшении ситуации в экономике в среднесрочной перспективе увеличатся объемы продаж автомобилей, и завод сможет существенно нарастить объемы поставок продукции отечественным автопроизводителям. По материалам www.expert.ru
|