СИБУР завершил процесс приобретения 100-процентного пакета акций крупного независимого нефтехимического трейдера Citco. Компания получила соответствующие одобрения со стороны антимонопольных ведомств Евросоюза и ряда стран, не входящих в Евросоюз. Значимую для компании и отрасли сделку и планы по интеграции Citco комментирует Виктор Фивег, начальник службы стратегического развития СИБУРа, возглавивший Citco. – Какова в вашей версии логика сделки по приобретению Citco и в чем преимущества, которые СИБУР получает после закрытия этой сделки? – СИБУР с 2005 года рос достаточно уверенно, и ввиду опережающего спроса продукция реализовывалась на экспорт достаточно легко. Мы уже достаточно давно понимали, что в такой цикличной отрасли, как наша, подобное счастье не может быть вечным. Мы знали, что с ожидаемым пуском новых нефтехимических мощностей на Ближнем Востоке коренным образом изменится конкурентный ландшафт на экспортных рынках. Сейчас нам нужно больше инвестировать в свои отношения с клиентами, в инфраструктуру сбыта на экспортных рынках. После покупки Citco нам будет гораздо проще работать, например, со сжиженными газами. Не следует забывать, что в России нет емкостей для их хранения, и как только происходят определенные сбои в потоках российских СУГов на экспорт, это может иметь достаточно серьезные последствия в виде сокращения нефте- и газодобычи. Устойчивость экспорта – это очень важная часть устойчивости операций нашей компании и стабильности работы всего нефтегазового сектора. – Что представляет из себя Citco сегодня и какова актуальная география экспортных операций СИБУРа? – Citco – это общество с ограниченной ответственностью, которое находится в городе Вена, не в центре, но в достаточно приличном здании. Кроме того, у Citco есть представительство в Москве, которое, в основном, занято организацией логистических цепочек на экспортные рынки. Здесь же находится часть продавцов. В прошлом году у Citco появилось представительство в Шанхае, которое занято продажей продукции СИБУРа на китайском рынке. Основная география наших экспортных поставок по СУГам в основном – Европа и Черноморский регион, в небольшой степени поставляем в Северную Африку, по каучукам – Европа и Китай, по пластикам - тот же Китай. Рынок минеральных удобрений более глобален, там наши товары проходят гораздо более длинные дистанции, вплоть до Южной Америки. – Объясняя логику приобретения Citco, можно говорить лишь об удержании экспортных позиций или есть более амбициозные планы? – Поскольку мы только взяли Citco под управление, для меня уже горизонт до конца года сейчас является достаточно далеким. Но если абстрагироваться от текущих вопросов, то мы ожидаем, что через несколько лет у нас будут новые заводы и необходимость сбывать возрастающие объемы, в частности, полимеров. Еще раньше у нас будет рост собственного производства СУГов, которые тоже частично выйдут на экспорт. Логика покупки не в удержании позиций, а в том, что рынок становится сложнее и нам нужно будет еще более эффективно реализовывать возрастающие объемы производимой продукции. – Есть ли уже некий план развития организационной структуры Citco? – И да, и нет. Мы будем структурировать Citco под потребности конкретных дирекций СИБУРа, поскольку заказчиком экспортных операций будут являться именно дирекции. В Citco очень сильная команда по СУГам и пентанам. По каучукам продолжат работать трейдеры Citco, но влияние профильной дирекции СИБУРа будет плотным. По пластикам нам реально нужно развивать кадровый состав внутри Citco. Там есть очень мотивированные сотрудники, которые на удивление хорошо справляются со своей задачей, но мы должны признать, что людей и компетенций там несколько не хватает, чтобы научиться торговать пластиками, как надо. В целом структура Citco будет очень неглубокой, она не предполагает позиций вице-президентов, начальников департаментов и управлений. Там будут руководители представительств, а под ними что-то вроде старшего трейдера, который управляет группой, отвечающей за реализацию конкретной группы товаров. В целом мы постараемся не создавать административно-бюрократическую махину, а укомплектовать Citco людьми, которые непосредственно общаются с клиентом и озабочены тем, чтобы наш товар продавался за хорошую цену. – Обратная связь от клиента к производителю после покупки Citco станет проще? – Да, такая задача поставлена, поток информации стал более гибким, теперь нет антагонизма между поставщиком и трейдером в случае рекламаций от клиентов: мы все понимаем, что находимся в одной цепочке. Мы стали более сконцентрированы на удовлетворении потребностей клиента, а не на том, по какой цене товар уходит в Citco. Задача – оптимизировать выручку для всей группы СИБУР, а не максимизировать для одного юридического лица под названием Citco.
|