Нефтехимия Татарстана оттолкнулась от "дна" и пытается вернуться на докризисные уровни производства. По итогам девяти месяцев 2009 года большинству компаний этой отрасли удалось выйти в прибыль, освоить выпуск новой продукции и кое-где даже потеснить ослабевших конкурентов на российском рынке. Например, ОАО "Хитон" сыграл на снижении платежеспособности населения, увеличив выпуск дешевых красок, а Нэфис-Косметикс совершил прорыв на рынке моющих средств. О "зеленых ростках" на рынке сегодня в очень осторожной форме говорили на заседании совета директоров Татнефтехиминвест-холдинга. Сдержанный оптимизм Наиболее наглядно кризисные явления в отрасли отразились на республиканской казне. Платежи нефтехимических компаний снизились в два раза по сравнению в 2008 годом. Тем не менее, настроение, с которым зачитывал свой отчет генеральный директор ОАО "Татнефтехиминвест-холдинга" Рафинат Яруллин, можно определить как сдержанный, но все-таки оптимизм. К числу наиболее стабильных предприятий Яруллин отнес Татнефть и ТАИФ-НК. Девять месяцев они завершили с ростом производства в пределах 2 %. Правда, падение цен на нефть в конце 2008 - начале 2009 года сказалось на прибыли. У Татнефти она уменьшилась на 13%, ТАИФ-НК и вовсе закончил третий квартал с убытками. На 7% снизил объемы производства Нижнекамскнефтехим. Яруллин объяснил это "отрицательной динамикой по каучукам". В то же время предприятию удалось пойти в гору по выпуску другой продукции, в том числе полипропилена и полиэтилена. Это значительно улучшило финансовые показатели и позволило в августе полностью покрыть убытки, полученные в начале года. Казаньоргсинтезу, чьи огромные кредиты пока безуспешно пытается реструктуризировать ТАИФ, удалось увеличить производство полимеров и даже выйти в прибыль в августе и сентябре 2009 года. "Это позволило снизить сумму накопленных убытков", - обтекаемо сообщил Яруллин. Но размеры полученной КОСом прибыли, похоже, настолько скромны на фоне суммы кредитов в 30 млрд. рублей, что конкретные цифры глава холдинга предпочел не называть. Потеснили конкурентов Некоторым нефтехимическим компаниям Татарстана удалось сделать почти невозможное - воспользоваться кризисом и потеснить более слабых конкурентов на российском рынке. Яруллин отметил, что по параметрам цена-качество отечественная продукция оказалась конкурентоспособнее зарубежных аналогов (при этом следует все-таки учитывать эффект девальвации рубля - ред.), и многие предприятия стараются использовать это преимущество. Так, доля полиэтилена, выпущенного в Татарстане, в общем объеме российского производства выросла до 54%. Опережающее, по сравнению с конкурентами, восстановление производства Нижнекамсктехуглерода позволило ему увеличить долю предприятия на российском рынке до 20% (экспорт также вырос). Потеснить японского конкурента на рынке тиокола удалось Казанскому заводу синтетического каучука (выпуск тиоколо-герметиков увеличился на 70%). Любопытных итогов удалось достичь Хитону, который, к слову сказать, работает без убытков. Предприятию сыграло на руку снижение платежеспособности населения, которое вновь стало активно покупать недорогие казанские аэрозоли и краски. Также Хитон вовремя сориентировался и начал производить стеклоомывающую жидкость. Но лучший результат в отрасли показал Нэфис Косметикс - за девять месяцев он увеличил выпуск всех видов продукции (кроме технических кислот) на 14%. Доля компании на рынке туалетного мыла российского производства выросла до 18%, синтетическим моющим средствам - до 8,5% , хозяйственному мылу - до 4,5%. "Кризис заставляет возвращаться к хозяйственному мылу", - не удержался от комментария присутствовавший на совещании премьер-министр РТ Рустам Минниханов и вспомнил лозунг о том, что "уровень культуры нации измеряется количеством потребляемого мыла". - Да, действительно: уровень культуры повысился, - лаконично отозвался Яруллин. Когда продолжится кризис? Сильнее всего среди предприятий холдинга кризис ударил по шинникам. Нижнекамскшина произвела 6 млн. 900 тыс. шин, это на 26 % ниже показателя прошлого года (в России спад шинного производства составил на 34%). Однако шинникам внушает оптимизм факт повышения спроса на шины эконом-сегмента и активизация поставок в страны СНГ. При этом маркетинговые ухищрения шинников тормозят жесткие ограничения по ввозу шин в ряд зарубежных стран - США, Бразилию, Турцию и Китай. В связи с этим Яруллин призвал коллег поддержать инициативу по повышению таможенных пошлин на ввоз импортных шин, сейчас они занимают до 42% российского рынка. - Объемы производства приблизились к докризисному уровню 2008 года, при этом выручка ниже на 20% и прибыль и 13%, налоговые отчисления в бюджет республики сократились в два раза. Цены на продукцию нефтегазохимического комплекса продолжают восстановительный рост, но еще на 20% ниже прошлого года, - подвел итог глава холдинга. - В условиях сужения спроса предприятия стали проводить более агрессивную маркетинговую политику, осваивать новые рынки сбыта, в связи с чем резко выросли затраты на коммерческие и управленческие расходы. Но завершил свое выступление Яруллин немного нелогично: он сказал, что нужно активизировать инвестиционные процессы и быстрее вводить новые мощности, чтобы … подойти к следующему кризису с наименьшими потерями. - А когда следующий кризис? - с любопытством поинтересовался Минниханов. - Одни эксперты говорят, что в 2013 году, кто-то говорит, вообще не будет, - ответил Яруллин. В заключительном слове глава правительства выразил надежду, что вслед за ростом стоимости нефти, которая сегодня перевалила за $80 за баррель, пойдут вверх и цены на нефтехимическую продукцию. Источник - БИЗНЕС Online |