Еще с начала 2000-х отечественные агрохимики пользовались льготными тарифами на перевозку сырья. Но во время докризисного бума их решено было отменить. Сейчас, когда производство минудобрений после падения в начале 2009 года в три-четыре раза восстановилось, их производители просят правительство вернуть им скидку на перевозки. Как посчитали в «Российских железных дорогах» (РЖД), ситуация на рынке производства минудобрений далека от критической, большая часть продукции идет на экспорт, а скидка не даст химикам большой экономии. В 2001 году отечественным агрохимикам предоставили льготные тарифы на перевозку сырья для их производства. Целью введения этой меры была поддержка российского сельского хозяйства. Впрочем, большая часть российских удобрений все это время экспортировалась, и Федеральная служба по тарифам (ФСТ) решила к середине 2009 года постепенно отменить скидку к железнодорожному тарифу на перевозку сырья для производства минудобрений. Впрочем, уже в сентябре 2009 года премьер-министр Владимир Путин дал поручение ФСТ, Минпромторгу, Минэкономразвития и Минтрансу с «Российскими железными дорогами» принять меры и установить в 2010 году такие тарифы (на апатитовый концентрат, хлористый калий, аммиак, серу и серную кислоту), которые обеспечивали бы их рентабельную переработку на отечественных предприятиях и загрузку мощностей. Но вскоре ФСТ запросила дополнительного времени на проработку вопроса. Но есть одно «но». Как рассказали в РЖД, несмотря на тенденцию сокращения экспорта, объем перевозок минудобрений железнодорожным транспортом на экспорт за девять месяцев 2009 года более чем в три раза превышает внутригосударственные перевозки. При этом доля экспорта продукции предприятиями, получавшими сырье по сниженным тарифам, составляет порядка 70% от объема перевозок. «Это свидетельствует о том, что производители минудобрений поставляют свою продукцию в основном не на российский рынок, а на экспорт», — отмечает перевозчик. Как поясняет исполнительный директор Российской ассоциации производителей удобрений Игорь Калужский, при наличии в России мощностей по производству 20 млн т удобрений в год, даже по оптимистичному прогнозу, к 2012 году их внутреннее потребление составит 4,5 млн т. «Экспорт — единственное, что позволяет предприятиям выжить», — говорит он. По подсчетам РЖД, предоставление исключительных тарифов не даст химикам большой экономии. К примеру, если бы тарифы на перевозку карбамида были снижены до уровня начала года, то транспортная составляющая в его цене снизилась бы с 12,5 до 11%. К тому же в компании отмечают, что, несмотря на повышение тарифов с начала года, перевозки удобрений возросли. Химики соглашаются, что по сравнению с катастрофической ситуацией начала года объемы рынка восстанавливаются. Но цены в три—пять раз ниже докризисных. «Предприятия вышли лишь на безубыточный уровень, а рост тарифов их погубит. Мы единственная страна в мире, где тот же апатит приходится везти за 3 тыс. км. С учетом роста тарифов, в том числе на газ и электроэнергию, наша продукция станет неконкурентоспособной, — отмечает Игорь Калужский. — Тогда и возить будет нечего». По материалам www.rbcdaily.ru С анализом поставок базовых экспортных продуктов – минеральных удобрений и нефтепродуктов, - Вы можете познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Анализ транспортной инфраструктуры для поставок нефтепродуктов и минеральных удобрений».
|