Их получают при атмосферной или вакуумной перегонке нефти с последующей гидроочисткой и депарафинизацией. В некоторые сорта добавляют до 20% гидроочищенного газойля, получаемого каталитическим крекингом. Топливом для быстроходных дизельных двигателей служат легкие керосино-газойлевые маловязкие фракции нефти, для тихоходных - тяжелые вязкие фракции. В таблице ниже представлены основные параметры дизельных топлив для быстроходных и тихоходных двигателей. Характеристики дизельных топлив для быстроходных и тихоходных двигателей Показатель | Ед. измерения | Для быстроходных двигателей | Для тихоходных двигателей | Плотность, не более | г/см3 | 0,83-0,86 | 0,93 | Вязкость при 20˚C | мм2/с | 1,5-6 | - | Вязкость при 50˚C | - | 20-130 | Температура кипения | ˚C | 180-360 | 250-420 | Температура застывания | от -55 до -5 | от -5 до -10 | Температура вспышки | 35-61 | 65-85 | Содержание ванадия, не более | % | - | 0,01-0,015 | Содержание серы, не более | 0,2-0,5 | 0,5-2 | Кислотное число, не более | - | 5 | - | Иодное число, не более | - | 6 | - | Коксуемость, не более | % | 0,3 | 3-9 | Зольность, не более | 0,01 | 0,02-0,06 |
Источник: Химическая энциклопедия Кроме того, в дизельном топливе для быстроходных двигателей не допускается присутствие сероводорода, водорастворимых кислот и щелочей, воды и механических примесей. Главными эксплуатационными свойствами дизельных топлив являются быстрое воспламенение и плавное сгорание. Эти свойства характеризуются т.н. цетановым числом. Наиболее легко воспламеняются парафиновые углеводороды нормального строения и олефины (цетановое число соответствует 56-103 и 40-90), наиболее трудно - ароматические углеводороды (5-30). Оптимальную работу двигателей обеспечивает топливо с цетановым числом. 45-60. Если цетановое число меньше 45 – резко увеличиваются период задержки воспламенения (время между началом вспрыска и воспламенением топлива) и скорость нарастания давления в камере сгорания двигателя, усиливается износ узлов трения. При цетановом числе более 60 снижается полнота сгорания топлива, возрастают дымность выпускных газов и нагарообразование в камере сгорания, повышается расход топлива. С увеличением мол. массы углеводородов в гомологическом ряду цетановое число возрастает. Маркировка дизельного топлива включает содержание (в массовых долях) серы и для летнего сорта температуру вспышки (Л-0,2 - 40), а для зимнего сорта – температуру застывания (З-0,2 минус 35). Д. т. для тихоходных двигателей маркируют как ДМ и ДТ. Прокачиваемость дизельных топлив определяется их низкотемпературными свойствами (температуры помутнения и застывания), ухудшающимися при повышении содержания н-алканов. Пожароопасность дизельных топлив характеризуется температурой вспышки, зависящей от содержания легких фракций. Эксплуатационные свойства дизельных топлив значительно улучшаются введением присадок. Присадки делятся на несколько групп: 1) Инициирующие присадки (например, излпропилат) повышают цетановое число на 8-12 . Добавляют их в от 0,25 до 2% по массе. 2) Противодымные (например, ацетонитрил, метиланилин, сульфонат бария) – от 0,25 до 0,5% по массе. 3) Антиокислители (например, 2,6-ди-трет-бутил-4-метилфенол, N-фенил-N'-изопропилфенилендиамин) – 0,002-0,1% по массе. 4) Деактиваторы металлов (например, N, N'-десалицилиденэтилендиамин) – 0,003-0,005% по массе. 5) Присадки, предотвращающие образование нерастворимых продуктов окисления (например, нафтенаты и сульфонаты бария и кальция) – 0,025-0,1% по массе. 6) Антикоррозийные присадки антикоррозионные (например, масляный раствор окисленного петролатума и сульфоната кальция) – 0,003-0,005. 7) Депрессорные присадки, понижающие температуру застывания (например, полиметакрилаты, сополимеры этилена с винилацетатом мол. м. 2-6 тыс.) – 0,01-2% по массе. |