Условием для выполнения программы Правительства Москвы по снижению негативного воздействия автомобильного транспорта на загрязнение окружающей среды является повышение качества моторных топлив. К такому выводу пришли участники семинара, организованного ФГУП «НАМИ», Ассоциацией автомобильных инженеров РФ и Департаментом природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы, который состоялся в конференц-зале «ФГУП НАМИ». Улучшение показателей качества моторных топлив для автомобилей может быть эффективной и оперативной мерой, направленной на повышение чистоты атмосферного воздуха, в первую очередь, в крупных городах страны – Москвы и Санкт-Петербурга. По словам заместителя руководителя Департамента Вакула М.А. , «необходимо улучшать экологическую ситуацию в Москве, в том числе - за счет перехода на использование моторных топлив, соответствующих по экологическим показателям современным европейским стандартам». Как правило, экологичное топливо производится на основе высококачественного бензина/дизтоплива и базируются на формуле: «высококачественное базовое топливо + многофункциональный пакет моющих присадок». Государственная программа улучшения экологической ситуации в Московском регионе базируется на технических регламентах, принятых Постановлениями Правительства РФ: «О требованиях к выбросам автомобильной техникой…вредных (загрязняющих) веществ»; «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному топливу, … топочному мазуту», а также Постановлением Правительства Москвы от 28.12.2004 № 952-ПП. Замена устаревшей автомобильной техники современной является кардинальным решением экологической проблемы автомобильного транспорта. Однако для этого требуется значительное время и большие материальные затраты. Значения выбросов вредных веществ легковыми автомобилями различных ЭКО-классов. Из представленных данных следует, что агрессивность выбросов автомобилей Класса 0 (Евро-0) в пять-десять раз выше агрессивности выбросов автомобилей современного технического уровня (Класса 3 и выше). Одной из целей семинара стало обобщение европейского опыта в области законодательства и тех.регулирования качества топлив в Европе, знакомство российских производителей топлив и автомобилей с практикой введения новых стандартов в Европе, проблемами, которые возникают при переходе с одного стандарта на другой, показать пути их решения. Ответы на эти вопросы дал в своем выступлении представитель BASF, ведущий эксперт по технологиям улучшения качества топлив, Людвиг Фелкель Ludwig Fenckel: «BASF накопил огромный опыт применения моющих присадок для улучшения качества топлива всех категорий, начиная от качества ниже Евро 2, и заканчивая уровнем Евро 5 и 6. Применение новейших технологий присадок БАСФ в моторных топливах позволило в короткие сроки существенно снизить количество вредных выбросов в атмосферу от автомобилей в странах ЕЭС.» Он также отметил важную роль разработки прозрачной системы одобрений качества топлив. Несмотря на существование единых европейских стандартов в Европе, изложенных в Директивах Совета Европы и Всемирной топливной хартии, существуют и региональные подходы в регулировании качества автомобильной техники и топлив. Интересен, например, опыт Германии, где применение передовых технологий техники и топлив поощряется снижением налогов. Для Москвы, где парк автомобилей более чем на 20% состоит из техники экологических классов 3 и выше, и непрерывно растет, очень важным является обеспечение автомобилей этих классов моторными топливами соответствующего уровня. Полученная информация для участников семинара стала еще одним аргументом в подготовку предложения Правительству РФ о внесении изменения в технический регламент по топливам, согласно которому разрешается субъектам РФ вводить в более ранние сроки более высокие экологические классы моторных топлив (класса 3 и выше), т.е. раньше 2011-2012 года, как это указано в регламенте по топливам. От участников семинара отчетливо прозвучала предложение по немедленному решению сложнейших вопросов экологии. Успех здесь возможен только при объединении усилий всех заинтересованных сторон: законодателей, производителей автомобильной техники, производителей топлив. «Использование моющих присадок позволяет повысить экологические характеристики топлив за счет значительного снижения выбросов в атмосферу при эксплуатации автомобиля», - говорит Дмитрий Павлов, эксперт BASF. Самые распространенные недостатки топлива - механические примеси, заниженное октановое число, повышенные концентрации смол. Для исследования эффективности моющих присадок и разработки новых продуктов BASF создал центр моторных испытаний, который находится в г. Людвигсхафен, Германия. В центре имеется 13 двигателей, 11 из которых бензиновых и 2 дизельных. К услугам центра прибегают различные ведущие нефтяные компании для проведения независимых испытаний эффективности моющих присадок. В центре проводится более 8000 моторных испытаний в год. Испытания ведутся круглосуточно»,- добавил он. Участники семинара также познакомились с научно-исследовательской базой ФГУП «НАМИ» по испытаниям топлив и смазочных материалов для автомобильной техники. Большой интерес вызвал единственный в России стенд для испытания автомобильных бензинов на двигателе Мерседес-Бенц М102Е по методу СЕС F-05-93, который является общепринятым для стран ЕЭС. В работе семинара приняли участие представители Объединения автопроизводителей России, Ассоциации Европейского бизнеса в России, Департамента природопользования и охраны окружающей среды. Производителей топлив представляли компании ЛУКОЙЛ, ТНК-ВР, Роснефть, Газпром нефть, Московский НПЗ, ВНИИ НП. C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка МТБЭ можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок МТБЭ в России».
|