Нефтяной компании «Татнефть» удалось запустить в эксплуатацию завод по выпуску шин цельнометаллокордной конструкции. В республике надеются, что татарское упорство и технологии германского концерна Continental позволят опередить других игроков на выходе шинного рынка из кризиса… Иллюстрация: Лариса Лазарева За последние несколько лет федеральные и региональные игроки объявили о реализации в Поволжье как минимум пяти химических и нефтехимических мегапроектов. В Самарской области в 2008 году госкорпорация «Ростехнологии» и итальянский концерн Pirelli подписали соглашение о строительстве в Тольятти завода по производству автомобильных шин класса «премиум» мощностью 4,2 млн шин в год. Стоимость проекта — 250 млн евро. В Кировской области объединенная химическая компания «Уралхим» Дмитрия Мазепина в 2007 году выиграла конкурс на освоение Сординского участка Вятско-Камского месторождения фосфоритов и в срок до 2011 года, согласно аукционным условиям, должна ввести там в эксплуатацию горнодобывающее предприятие производительностью не менее 1,6 млн тонн руды в год. Общая стоимость проекта — 700 млн долларов. В Нижегородской области нефтехимический холдинг «СИБУР» и бельгийская SolVin летом 2007 года организовали совместное предприятие «РусВинил» по созданию производства поливинилхлорида (ПВХ) мощностью 330 тыс. тонн в год и стоимостью около 650 млн евро. И, наконец, в Татарстане, в Нижнекамске, нефтяная компания «Татнефть» в это время начала реализацию двух проектов — строительство комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств стоимостью 130 млрд рублей и завода по выпуску шин ЦМК-конструкции на базе «Нижнекамскшины» (НКШ). В 2009 году «красная ленточка» была разрезана только на последнем проекте. В рынок — на ЦМК Завод по производству шин цельнометаллокордной конструкции (ЦМК) для грузовых автомобилей и автобусов стоимостью 17 млрд рублей в Нижнекамске был построен всего за два с небольшим года. И причиной тому, наверное, было три обстоятельства. Первое: НКШ, принадлежащая «Татнефти», является одним из двух самых крупных игроков российского шинного рынка, деля пальму первенства по объемам производства шин с «дочкой» федерального нефтехимического холдинга «СИБУР» — «Сибуром-Русские шины» (у обоих игроков примерно по 16% рынка в денежном выражении). НКШ традиционно работала на два направления — экспорт и снабжение своей продукцией российских автосборочных производств, в том числе расположенного неподалеку КамАЗа. Однако несколько лет назад, поднимая конкурентоспособность своей продукции, камские автостроители переключились на закупку покрышек в Омске — на заводах «Сибура-Русские шины». ТН решилась на ответный ход. «С открытием нового производства ''Нижнекамскшина'' вновь становится основным поставщиком КамАЗа», — удовлетворенно заметил по этому поводу на открытии нового завода президент Татарстана Минтимер Шаймиев. Правда, по словам исполнительного директора торгового дома «Кама» (дистрибутор продукции всего нижнекамского шинного комплекса) Рината Биктимерова, для поставки на автосборочные предприятия новые шины должны еще пройти дополнительные испытания. Пока же ТД «Кама» намерен начать первые поставки как на российский рынок, так и на экспорт. И в этом заключается вторая выгода нового завода. ЦМК-шины изготавливаются с применением стального корда в каркасе и брекере, что позволяет увеличить срок их пробега до полумиллиона километров, увеличить грузоподъемность транспорта на 8% и обеспечить 10−15% экономии топлива. Поэтому с 2005 года российский рынок ЦМК-шин рос ежегодно на 50%, и практически все отечественные игроки стремились успеть за этим спросом. Из-за кризиса, по данным специалистов СРШ, годовая емкость отечественного рынка грузовых шин упала с 7,2 млн штук до 5,6 млн. Однако доля ЦМК-шин в этом объеме не только сохранилась (20%), но и увеличилась в денежном выражении на 1%. Это означает, что кризис кризисом, однако перевозчики не хотят пересаживаться на более дешевые, но менее качественные шины. Доли зарубежных производителей — Bridgestone и «Белшины» — даже увеличились за это время на нашем рынке на два и четыре процента соответственно. Этот процесс вряд ли остановится, и удовлетворить этот спрос можно только растущим импортом или строительством производств в России. «У мировых шинных лидеров — GoodYear, Yokohama, BridgeStone, Pirelli, Continental — нет мощностей в России. С другой стороны, у них есть мощности в Восточной Европе — Румынии, Польше, Словакии. Оттуда они и импортируют свои шины к нам. И если эти компании не предприняли каких-то конкретных шагов в виде проектно-изыскательских работ, подготовки стройплощадок для новых заводов в нашей стране в условиях экономического роста, то крайне сомнительно, что эти шаги будут предприняты сейчас, когда шинный рынок еще только восстанавливается от дна, которого он коснулся весной этой года», — заявил по этому поводу журналу заместитель генерального директора «Сибура-Русские шины» Игорь Караваев. Таким образом, открывая свой ЦМК-завод сейчас, «Татнефть» заблаговременно занимает эту нишу на рынке. По прогнозам татарстанских шинников, уже в следующем году потребность в цельнометаллокордных шинах в России достигнет 1,7 млн шт в год, превысив, таким образом, докризисный уровень. Тем более что татарстанским нефтехимикам есть что предъявить на рынок — на производстве нижнекамских ЦМК-шин будет использоваться ноу-хау шинного концерна Continental, включающее все спецификации на 11 типоразмеров шин и рецептуры резиносмесей. Резиносмесители для нового завода будет поставлять немецкая фирма Кrupp. Системами транспортировки техуглерода, подачей и развеской кремнезема и химикатов занималась немецкая фирма Zeppelin. Итальянская фирма Prodicon взяла на себя изготовление установки фестонного типа. Немецкая фирма Siemens поставила системы управления производством, итальянская Comerio — линию обрезинивания металлокорда, немецкая Fisher — его раскрой. «Самое главное — обеспечить качество такое же, как на других заводах Continental», — заметил по этому поводу вице-президент концерна Continental Бернд Гюнтер. По его словам, первая пробная партия продукции по системе off-take (производство по пресс-формам и под брендом заказчика) будет заказана в Нижнекамске марте 2010 года. После испытаний шин концерн и примет решение, будет ли он размещать на новом заводе заказ, который может составить 200−250 тыс. шин под брендом Continental в год. Сейчас первая очередь завода рассчитана на выпуск 600 тыс. покрышек в год, а к концу 2011 года «Татнефть» рассчитывает удвоить объемы его производства. Генератор денег Есть еще и третье обстоятельство, заставившее «Татнефть» поспешить со строительством нового шинного завода. Этим летом украинские власти окончательно лишили татарстанских нефтяников нефтеперерабатывающей базы, которая располагалась на Украине, — Кременчугского НПЗ. Запуск завода по производству грузовых шин по ЦМК-технологиям позволит ТН получить дополнительный денежный поток для ускорения строительства своего нефтеперерабатывающего комплекса уже у себя на родине — в том же Нижнекамске. Решение о его создании было принято летом 2005 года, год спустя он получил федеральный статус, а в 2007 году началось строительство. Главным инвестором проекта выступает «Татнефть», 16,5 млрд рублей на реконструкцию продуктопровода «Нижнекамск—Альметьевск—Кстово» (128 км), строительство нефтепровода «Калейкино—Нижнекамский НПЗ» (117 км) и внешних железнодорожных путей протяженностью 34,5 км выделяет через Инвестфонд федеральный бюджет. Первоначальные планы создания нижнекамского комплекса предполагали, что сначала будет запущен завод по переработке нефти мощностью семь млн тонн в год, параллельно ему – нефтехимический завод, а затем – еще один НПЗ, мощностью также семь млн тонн, по переработке высокосернистой нефти. Однако летом этого года президент Татарстана Минтимер Шаймиев сообщил журналистам, что сроки запуска нефтехимических комплексов в Нижнекамске сдвигаются на более позднее время в пользу первичной переработки нефти. «По сути, у нас к проекту прибавляется переработка еще семи млн тонн нефти и отменяется на некоторое время остальное — нефтехимия, ароматика углеводородов и другое»,— сказал глава республики. Для ускорения строительства этого комплекса год назад ТН привлекла синдицированный кредит в размере двух млрд долларов и объявила о том, что будет занимать еще миллиард-полтора. По мнению аналитика ИК «Финам» Александр Еремина, если бы нефтяная компания привлекла синдицированный кредит на дополнительные 1,5 млрд долларов весной-летом этого года, то она могла бы запустить первую очередь нефтеперерабатывающего завода уже в нынешнем декабре. Но кредитный договор на эту сумму с синдикатом международных и российских банков (в их числе — WestLB, Unicredit/HVB, RBS, Газпромбанк, «Нордеа», Банк Москвы, BNP Paribas, ВТБ, «Европа», Societe Generale, ING, HELABA, AKBANK) был подписан лишь месяц назад. «Это уникальный проект в масштабах всей страны, а подписание документа в условиях кризиса является знаковым событием. Проект будет успешно реализован. Мы организовали всю технологию строительства. Все намеченные сроки и графики реальны и реализуемы», — заявил на церемонии подписания кредитного договора премьер-министр Татарстана Рустам Минниханов и подтвердил, что в 2010 году комплекс примет первую нефть на нефтепереработку (в конце сентября, как прозвучало на совете директоров «Татнефти», готовность первой очереди комплекса составляла 57%). Секрет фирмы Успешное продвижение нефтехимических проектов в Татарстане, видимо, объясняется не только местным упорством, но и хорошими отношениями с федеральным центром. Государственный Внешэкономбанк (ВЭБ) устами заместителя председателя банка Анатолия Балло по осени подтвердил, что ВЭБ по-прежнему рассматривает строительство в Менделеевске нового химического завода по производству аммиака, метанола, карбамида как «федеральный инфраструктурный проект» и готов поддержать его деньгами в сумме до 870 млн долларов (общая стоимость проекта — 1−1,5 млрд долларов). В ноябре премьер-министр Владимир Путин, проводя в Татарстане совещание по вопросам развития отечественной химии и нефтехимии, мановением руки разрешил многолетний спор между «Газпромом» и одним из ведущих поволжских химических предприятий — «Казаньоргсинтезом» (КОС, контролируется татарстанской группой компаний «ТАИФ»). Газовому монополисту предписано прекратить навязывать КОСу невыгодную для татарстанских нефтехимиков давальческую схему поставок на предприятие «газпромовского» сырья — этана, и вообще вести себя скромнее, поскольку «необходимо пресекать злоупотребления монопольным положением в отрасли». С подачи премьера была определена и «цена вопроса» для длительно конфликтующих сторон в рамках договора купли-продажи. А поскольку КОС с начала весны 2009 находится в крайне затруднительном финансовом состоянии (он должен своим кредиторам около одного млрд долларов), то ему также будет выделен кредит Сбербанком на сопоставимую с долгами сумму для их рефинансирования и предоставлены госгарантии на небывалую для отрасли сумму — до 15 млрд рублей. Исправно финансирует свою часть строительства нефтеперерабатывающего комплекса в Нижнекамске и федеральный Инвестфонд. Очевидно, такого вида протекция позволит татарстанским химикам и нефтехимикам быстрее других оправиться от кризиса и в короткий срок закончить начатые инвестпроекты. По материалам «Эксперт Волга» |