Дело в том, что крупные зарубежные производители имеют более низкую себестоимость (обусловленную более масштабным производством). Кроме того, некоторым российским производителям сегодня приходится импортировать сырьевые компоненты, что также отрицательно сказывается на их себестоимости. Но конкурентные преимущества зарубежной продукции в плане ее себестоимости отчасти покрываются транспортно-логистическими расходами и таможенными пошлинами. В себестоимости аэрозольной продукции большую часть себестоимости составляет упаковка. Поэтому конкурентоспособность российских игроков зависит от освоения ее самостоятельного производства (баллоны, колпачки все больше выпускается отечественными производителями). Ведущие европейские компании («Шварцкопф», «Хенкель») все чаще запускают выпуск своих продуктов в России (большой опыт в таком сотрудничестве есть у «Арнеста»). Таким образом, замещая импорт с зарубежных предприятий. Можно предположить, что по мере ужесточения конкуренции на рынке, а также освоения российскими предприятиями современных технологий и материально-сырьевой базы, в перспективе эта тенденция будет нарастать. Говоря о «качественной» конкуренции с импортом, стоит выделить два момента. Первый касается продукции «высокого» сегмента, в частности, профессиональных линий средств для волос. В данном сегменте существует общепризнанные «законодатели мод» (о появлении серьезных отечественных марок – пока говорить не приходится). И российские потребители (профессиональные салоны) используют только импортную продукцию. Второй момент - связан с существующим предубеждением потребителя, что российские продукты уступают по качеству импортным (особенно это касается таких сегментов, как декоративная косметика и бытовая химия). Поэтому покупатель может отдать предпочтение более дорогому освежителю воздуха, произведенному в Англии. Но, по мнению опрошенных участников рынка, постепенно его удается убедить в обратном, и здесь – все карты в руках у производителя. Кроме того, стимулирующим фактором в плане покупке отечественных аэрозолей выступил и экономический кризис. Как сказал представитель одной из российских компаний: «кризис – нам только на руку». Надо отметить, что российское производство аэрозолей, в меньшей степени пострадало о финансового кризиса. Опрошенные представители отмечали быстрое восстановление рынка. При этом, в 2009-2010 гг. большинство компаний ожидают рост объемов выпуска. Один из факторов, сдерживающих рост российского рынка аэрозольной продукции – это отсутствие культуры потребления. Показатель среднегодового потребления аэрозолей (на душу населения) – крайне низок. Он составляет менее 3 баллонов в год. По мнению опрошенных игроков, он должен быть значительно выше. Так, учитывая опыт развитых стран, предположим, что в ближайшие 3 года, средний показатель потребления, как минимум, удвоится. И здесь многое зависит от информационной политики игроков и их PR-стратегий. Компания, которая найдет нужные рычаги общественного влияния, может получить дополнительные конкурентные преимущества (особенно если это связано с освоением новых ниш). Российскому рынку предстоит серьезное качественное расширения. В настоящее время существует много неохваченных областей, где может применяться продукция в аэрозольной упаковке. Их освоение, удачное «открытие» нового сегмента могут обеспечить тому или иному игроку доминирующее положение в нем. C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка продуктов в аэрозольной упаковке можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок продуктов в аэрозольной упаковке в России». Об авторе: Академия Конъюнктуры Промышленных Рынков оказывает три вида услуг, связанных с анализом рынков, технологий и проектов в промышленных отраслях - проведение маркетинговых исследований, разработка ТЭО и бизнес-планов инвестиционных проектов. • Маркетинговые исследования • Технико-экономическое обоснование • Бизнес-планирование Тел.: (495) 672-70-46 E-mail: mail@akpr.ru WWW: www.akpr.ru |