Все дело в том, что в рамках создания Таможенного Союза возникает реальный риск появления на рынке ряда запрещенных (по тем или иным причинам) к импорту в Россию товаров. Очевидно, что с унификацией соответствующих норм и при отсутствии законодательно утвержденных исключений (а их пока и нет) препятствовать проникновению на отечественный рынок подобной продукции де-юре, да и, видимо, де-факто будет довольно сложно. Сохранить хорошее лицо при плохой игре, судя по разговорам на рынке, поможет очередная элегантная двухходовка. Идея проста и очевидна: планируется инициировать создание совместного производства, естественно, ведущую роль в нем будет играть Georgian Glass and Mineral Waters Company, кстати, весной прошлого года в очередной раз выигравшая соответствующий конкурс на получение лицензии на производство «Боржоми». Контролирующая доля в СП останется за «специальной» российской фирмой, а GGMWC займется экспортом напитка и дистрибуцией продукции на территории России. По слухам, СП может быть организовано на базе российского актива компании - "Эдельвейс Л" (фирму выкупили еще в 2007 г.). Интересно, что одновременно такой ход будет анонсирован как поддержка пророссийски настроенных бизнес-кругов Грузии. В общем, участники рынка, в целом не исключают, что возвращение бренда вполне может быть, если не триумфальным, но в целом весьма агрессивным. Стоит напомнить, что до запрета напитка в 2006 г. «Боржоми» был одним из самых узнаваемых брендов, а по доле рынка уступал лишь «гигантам» – продукции корпораций Coca-Cola (BonAqua) и PepsiCo (Aqua Minerale), занимая около 15% рынка. Потребление минеральной воды в России с 2003 года по данным Росстат возросло в 2,73 раза, что можно объяснить ростом популярности здорового образа жизни, а также естественным повышением уровня потребления питьевой воды на душу населения до среднеевропейского уровня. Потребление бутилированной воды в России за три года возросло почти в три раза, однако средний уровень потребления стран еврозоны достигает 55 литров на человека, что почти в 2 раза превышает уровень потребления в России. Пока потребление минеральной воды выше, нежели простой питьевой. Тем не менее, в России растет культура потребления именно питьевой воды, что отражено в таблице 5. Многие производители минеральной воды включают в ассортимент обычную питьевую воду, которая становится все более востребованной. В данном случае торговая марка производителя минеральной воды играет на руку вновь запускаемой в производство марке питьевой воды. Рост культуры потребления питьевой воды выражается не только в изменении соотношения потребления минеральной и питьевой воды в пользу последней, но и в повышении осведомленности потребителя о качественных параметрах воды. Сделать такой вывод позволяет факт падения продаж питьевой воды «Аква-Минерале» и «Бон-Аква» с 2006-го по 2008 годы. В период зарождения сегмента бутилированной питьевой воды, компании «Пепсико холдингс» (т. м. «Аква-Минерале») и «Кока-кола эйч би си Евразия» (т. м. «Бон-Аква») позиционировали свою питьевую воду таким образом, чтобы ввести потребителя в заблуждение о её происхождении. Ознакомиться с возможностью организации розлива артезианской питьевой воды вы можете в бизнес-плане «Бизнес-план розлива артезианской питьевой воды в бутылки 0,5 и 1,5 литров». www.newchemistry.ru |