Так ФТС намерена выполнить поручение президента — усилить контроль за перемещением нефтепродуктов через границу. Однако сокращение пунктов пропуска вряд ли приведет к значительному росту доходов бюджета,— автотранспортом из РФ экспортируется менее 1% нефтепродуктов. ФТС в рекордные сроки подготовила и направила в Минэнерго предложения по ограничению количества пунктов пропуска, через которые могут экспортироваться нефтепродукты автомобильным транспортом. Об этом сообщил вчера начальник главного управления федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования ФТС Борис Шкуркин. По его словам, если будет соответствующее поручение правительства, "это решение можно провести менее чем за месяц". Инициатива ФТС стала ответом на поручение президента Дмитрия Медведева усилить контроль за переработкой нефти и экспортом нефтепродуктов. "Нужно создать единую систему учета и контроля за перемещением нефтепродуктов, а также создать единый перечень нефтепродуктов для таможенного оформления",— заявил президент, поручив подготовить предложения по прекращению практики нелегального экспорта нефтепродуктов с незарегистрированных мини-НПЗ. Напомним, совещание с нефтяниками в Омске в состоялось в минувшую пятницу, 13 февраля: ФТС разработала предложения за пять дней, что даже с учетом увеличившейся скорости разработки правительственными ведомствами документов по поручению президента является небывалой оперативностью. В Минэнерго вчера еще были не готовы комментировать предложения таможни. Само Минэнерго в Омске должно было выступить с предложениями по усилению контроля за нефтепереработкой и экспортом нефтепродуктов. Однако доклад главы Минэнерго Сергея Шматко был снят с повестки дня, вместо него о необходимых мерах в этой области докладывал вице-премьер Игорь Сечин, заявивший накануне, что он нашел чем компенсировать федеральному бюджету 120 млрд руб. выпадающих доходов от предоставления льгот по экспортной пошлине на нефть Восточной Сибири. По итогам обсуждения президент поручил правительству подготовить предложения по двум направлениям. Поручалось усилить контроль за нелегальными мини-НПЗ, которые осуществляют первичную переработку нефти и экспортируют некачественные нефтепродукты для дальнейшей переработки за рубежом, пользуясь низкими экспортными пошлинами на нефтепродукты, введенными для стимулирования развития нефтепереработки в РФ. Кроме этого, был поставлен вопрос о пресечении нарушений при таможенном оформлении высококачественных нефтепродуктов под видом дешевого сырья. "Существующая сегодня таможенная идентификация позволяет экспортировать высококачественные нефтепродукты под маркой сырьевых товаров — газойля, жидких видов топлива, мазута",— заявил президент, поручив навести порядок (см. "Ъ" от 15 февраля). Вчерашнее предложение ФТС базируется на опыте усиления контроля за экспортом леса. В 2009 году в Таможенный кодекс были внесены поправки, позволяющие правительству ограничивать количество пунктов пропуска при экспорте отдельных видов продукции. С 2010 года постановлением правительства количество пунктов пропуска необработанной древесины было ограничено с 400 до 121. Пока измерить эффект от введения этой меры невозможно — новый режим действует полтора месяца. Ни в ФТС, ни в Минэнерго вчера не смогли представить расчеты, сколько допдоходов может принести в бюджет ужесточение контроля за экспортом нефтепродуктов за счет сокращения количества пунктов пропуска. По данным ФТС, в 2009 году РФ экспортировала 120,5 млн т нефтепродуктов на $46,8 млрд. При этом автотранспортом экспортировалось менее 1% указанных объемов, на сумму менее $500 млн или 15 млрд руб. Исходя из этих цифр, борьба с возможными нарушениями при декларировании этого объема нефтепродуктов вряд ли принесет в бюджет более нескольких миллиардов рублей допдоходов — резкая реакция Дмитрия Медведева на доклад главы "Газпром нефти" Александра Дюкова о сильном влиянии "нелегальных НПЗ" на экономику нефтепереработки, видимо, была избыточной. По крайней мере, сокращение ФТС числа пунктов пропуска автоцистерн с мазутом проблемы нефтяников Восточной Сибири не решит. С анализом поставок базовых экспортных продуктов – минеральных удобрений и нефтепродуктов, - Вы можете познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Анализ транспортной инфраструктуры для поставок нефтепродуктов и минеральных удобрений». Александр Гудков
|