Сейчас же, считают в правительстве, Россия созрела для этого важного шага. Одна беда – подавляющая часть российских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) технически не подготовлена к производству высокопробного бензина. Впрочем, у них есть выход: при помощи введения в бензин антидетонационных и октаноповышающих добавок они смогут выпускать продукцию надлежащего качества. Сегодня в России широкое распространение получили две добавки: МТБЭ (мети́л-трет-бути́ловый эфи́р) и ММА (монометиланилин). Отечественные НПЗ привыкли к использованию МТБЭ, хотя не хитрые математические подсчеты показывают, что ММА является экономически более выгодной добавкой, и при ее использовании процесс повышения октанового числа бензина можно в разы удешевить. Изучая рынок добавок, Newchemistry.ru обратился к одному из двух (ОАО «Волжский Оргсинтез» и ОАО «Пигмент») производителей ММА в России. На вопросы корреспондента отвечает старший менеджер департамента присадок ОАО «Пигмент» Евгения ОВЧИННИКОВА. - Почему НПЗ больше используют МТБЭ? - Многие НПЗ имеют возможность производить МТБЭ при переработке нефти. Естественно, использовать собственный МТБЭ им удобнее, чем закупать ММА. Правда ли, что в связи с использованием ММА НПЗ будут нести дополнительные затраты из-за отсутствия необходимого для применения ММА оборудования? - В принципе, это верно. Во-первых, для того, чтобы вводить какой-то новый продукт на НПЗ, должна быть соответствующая документация. Оформить ее довольно сложно. Конечно, НПЗ могут использовать то оборудование и тот узел смешения, которые у них имеются для работы с МТБЭ, но здесь возникает трудность в том, что при работе с МТБЭ используются в 10 раз большие емкости, чем при работе с ММА. Например, на Киришском НПЗ необходимо загнать чуть ли не 2 цистерны ММА, для того, чтобы получить мертвый остаток, с которым можно работать. Емкости на наших НПЗ огромные, больше 100 кубов, они не подходят для ММА. - Стоимость 1кг ММА 1,5$, МТБЭ – 0,8$. Разница существенная. Почему же ММА считает более экономичной добавкой? - Если МТБ стоит порядка 20 руб за 1 кг, то ММА порядка 80 руб за 1 кг. Как видите, цена различается в 4 раза. Однако при этом МТБЭ необходимо вовлекать порядка 10-12%, т.е. 100-120 кг. на тонну бензина, а ММА – не более 1,3%, т.е. максимум 13 кг на тонну. Таким образом, эффективность нашей добавки выше. МТБЭ - кислородосодержащее вещество, которое улучшает горение бензина. Но в любом случае в неограниченных количествах добавку лить в бензин нельзя, ведь в новом тех.регламенте есть ограничение по содержанию кислорода в бензине (2,7%). Правда, лить до бесконечности ММА также невозможно, т.к. эта добавка содержит большое количество ароматических аминов. На их счет в тех. регламенте также есть ограничение. Мое мнение, необходимо искать золотую середину между этими двумя добавками. Почти все крупные заводы, кстати, так и делают: составляют композицию из ММА и МТБ. При умелом сочетании добавок срабатывает принцип синергетики, и результаты получаются замечательные. - Российский рынок ММА представлен двумя производителями: «Пигмент» и «Волжский Оргсинтез». Есть ли еще игроки на рынке, которые производят добавки, хотя бы схожие по свойствам с ММА? - Нет, таковых на рынке не имеется. Есть дилеры, которые перепродают ММА, но производством занимается только мы и «Волжский». - Практикуется ли такое, что дилеры приобретают и ММА, и МТБА, смешивают их и перепродают под свом брендом? - Да, конечно. Наверняка, многие дилеры имеют все необходимые технические условия для смешения ММА и МТБЭ, ведь всего за 1-2 млн руб можно запросто приобрести необходимое оборудование. Они дают свое название смеси и продают ее как собственную добавку - Собираетесь ли вы расширяться? - Да, в планах есть расширение за счет улучшения технической базы. Мы планируем использовать более мощные реакторы по кубатуре, по производительности. Также в планах у нас производство собственного анилина. Это основной вид сырья для производства ММА, и мы сильно зависим от «Волжского Оргсинтеза» в этом плане. «Волжский» сегодня елинственный производитель анилина в России. - Наверное, стоимость анилина значительно сказывается на стоимости ММА и других добавок на основе ММА… - Зависимость прямая. Тонна анилина сейчас стоит порядка 50 тыс. рублей. Повышается стоимость анилина – повышается стоимость ММА, ведь при производстве этой добавки по расходным нормам на тонну метанола идет тонна анилина. - Как Вы считаете, насколько целесообразно ввести новые мощности по производству ММА в России? - Не уверена, что есть необходимость в этом. Конечно, можно ввести новые мощности, но встает вопрос: будет ли на ММА спрос? Разумеется, большинство НПЗ сначала увеличат потребление ММА, однако в долгосрочной перспективе, думаю, заводы будут совершенствовать свою техническую базу и со временем ММА не будет столь актуальной для них добавкой. Заводы будут стараться сразу из нефти вырабатывать высококачественный бензин.
|