Инвестирование в более эффективные технологии и методы, применяемые в наших домах, предприятиях, школах, государственных институтах и отраслях промышленности – на долю которых приходится 70 процентов потребления природного газа и электроэнергии в Соединенных Штатах – один из наиболее конструктивных и экономически оправданных способов создания новых рабочих мест. В то же время, такие инвестиции будут способствовать решению проблем, связанных с высокими ценами на энергоносители, энергетической безопасностью и независимостью, охраной окружающей среды и глобальным изменением климата в ближайшей перспективе. Повышение энергоэффективности поможет США справиться с ожидаемым в ближайшие десятилетия увеличением на 50 или более процентов уровня потребления электроэнергии и природного газа, снижая расходы на энергию на миллиарды долларов и значительно сокращая выбросы парниковых газов и других веществ, загрязняющих атмосферу. Осознавая возможности, которые открывает эффективное использование энергии, более 60 ведущих организаций, представляющих различные заинтересованные стороны со всей страны, в 2006 году объединили усилия для разработки Национального плана действий по повышению энергетической эффективности. Многие из этих заинтересованных сторон являются именно теми группами, которые могут обеспечить энергосбережение – это электрические компании и предприятия газоснабжения, регулирующие их деятельность органы соответствующих штатов и другие организации. Демонстрация линии электропередач, отказ которой вызвал сбой в подаче электроэнергии в 2005 году, на макете электросети. План действий определяет основные барьеры, препятствующие инвестированию в повышение энергоэффективности. В нем изложены пять ключевых рекомендаций по достижению цели – экономически целесообразной энергетической эффективности. В плане также приводятся основы стратегии “Перспектива-2025”, предусматривающей действия по достижению и оценке поступательного развития в направлении к поставленной цели. Препятствия на пути увеличения объема инвестиций в области энергосбережения широко распространены и распространяются как потребителей, так и энергетические компании. У клиентов, которые не оплачивают напрямую свои счета за электричество, например, у тех, кто снимает квартиры в многоквартирных комплексах, нет желания тратить деньги на энергосберегающие светильники или телевизоры, потому что от экономии выигрывает не квартиросъемщик, а арендодатель. Мы называем этот барьер “конфликтом мотивации” на пути повышения энергоэффективности. Кроме того, оказывая поддержку энергосбережению, электрические компании могут сократить собственные расходы на удовлетворение спроса всех клиентов на электроэнергию. Однако программы “прогрессивных методов” энергосбережения не всегда хорошо документированы, о них часто забывают при планировании и подготовке бюджета в компаниях электроснабжения. План действий получил широкую поддержку со стороны правительств штатов, электрических компаний и потребителей на всей территории Америки. На сегодняшний день более 120 организаций одобрили изложенные в нем рекомендации и публично обязались оказывать помощь в реализации инициативы “Перспектива-2025”. Агентство по охране окружающей среды и Министерство энергетики США лишь оказывают содействие в осуществлении этой государственно-частной инициативы, и, таким образом, позиции и заявления ее участников отражают только их собственные взгляды. Это убедительное послание, одобренное широким кругом лиц, принимающих решения по всем Соединенным Штатам. “Перспектива-2025” является главным документом Плана действий. Учитывая структуру регулирования деятельности энергетических коммунальных служб в США, многие меры по устранению препятствий на пути повышения энергоэффективности следует принимать на уровне штатов. Следовательно, изложенная в Плане действий “Перспектива-2025” представляет собой основу стратегии, способствующей достижению экономически целесообразной энергетической эффективности, признавая при этом многообразие региональных, государственных и местных условий и структур регулирования. Таким образом, дальнейшая разработка деталей стратегии и принятие решений о ее реализации будет осуществляться на уровне штатов. Предлагаемая основа может обновляться и совершенствоваться с течением времени. При подготовке документа и разработке десяти целей “Перспективы-2025” использовался опыт более двух десятилетий работы в области повышения энергоэффективности. Прогресс измеряется всеобъемлющими политическими мерами, принимаемыми в соответствии с этими целями. По состоянию на конец 2007 года, в рамках инициативы “Перспектива-2025” достигнут значительный прогресс, однако многое еще необходимо сделать. Около половины всех штатов приняли программы повышения энергоэффективности, которые распространяются на всех клиентов, и установили строительные нормативы, которые требуют энергоэффективности новых домов и зданий. Кроме того, примерно в одной трети штатов установлены целевые показатели энергосбережения и устранены препятствия, мешавшие энергетическим коммунальным компаниям оказывать поддержку усилиям в области повышения энергоэффективности. Например, в некоторых штатах были приняты меры, не допускающие получения энергетическими коммунальными компаниями прибыли от продажи дополнительной энергии. |