Напомним, страны Таможенного союза предполагают перенести таможенный контроль на внешние границы по белорусскому контуру с 1 июля 2010 года, а по казахскому — с 1 июля 2011 года. И среди товарных групп, которые чаще всего подделываются в Китае, таможенники называют одежду и парфюмерию. Впрочем, этот рынок традиционно считается опасным. Последний громкий скандал здесь связан с показом в марте по Первому каналу передачи “Среда обитания. Косметика”. Создатели программы привели статистику департамента экономической безопасности МВД, в соответствии с которой треть всех косметических средств, которые продаются на рынке – подделка, зачастую опасная для здоровья, а иногда и для жизни. С экрана прозвучали и конкретные обвинения в адрес производителей, якобы использующих в рекламе своей продукции недостоверную информацию. В ответ две из прямо обвиненных в сюжете компаний заявили о намерении подать на телеканал в суд. “В вышеупомянутой передаче было безосновательно, без проведения каких-либо серьезных лабораторных исследований заявлено об отсутствии в нашей продукции феромонов, на которые реагирует человек, — в частности, утверждается на сайте компании “Роспарфюм” — Был сфальсифицирован состав продукта, а именно, на экране было показано, что в состав, помимо прочих ингредиентов, входит некая «бобровая струя». Материальный и моральный ущерб “Роспарфюм” предварительно оценивает в 10 млн рублей. Однако даже если претензии обиженных компаний будут удовлетворены, в целом картина на рынке останется неблагоприятной. Поскольку рынок косметики и парфюмерии (кстати, его годовые объемы составляют около $10 млрд) очень зависит от слухов, отраслевые эксперты не настроены пространно рассуждать на тему подделок. На вопрос “Росбалта” “Можете ли вы, пусть приблизительно, определить процентную долю подделок на рынке? Возросла ли эта доля в кризис?”, в Российской Парфюмерно-косметической Ассоциации осторожно ответили: “Точными статистическими данными относительно доли подделок на рынке Ассоциация не располагает. Можем утверждать, что в сегменте парфюмерной продукции эта доля выше, чем в сегменте косметики”. В различных маркетинговых исследованиях, посвященных данному рынку, доля «серой» продукции в 2008 году оценивалась в 10%, а в 2009-м — уже в 15%. Тенденцию к росту контрафакта подтверждают и многочисленные сообщения региональных СМИ о задержании партий подделок. Как утверждают участники рынка, причиной роста объемов поддельной продукции не является отмена с 15 февраля обязательной сертификации косметики. Причины гораздо банальнее: во-первых, потребитель ищет то, к чему привык, но за меньшие деньги. По словам главы пресс-службы фирмы-производителя косметики и парфюмерии Coty Романа Терехова, «кризис отбросил нас (всю отрасль — ред.) на два года». Продажи большей части известнейших брендов снизились в России на 20-25%. «И это еще не вся история. Многие продавцы вынуждены предлагать большие скидки, чтобы удержать свою долю на рынке», — заявил Терехов в одном из интервью. В то же время, по подсчетам DSM Group, в 2009 году объем розничных продаж селективной косметики снизился в РФ всего на 4%. Похоже, разницу “заполнили” как раз поставщики контрафакта. Кроме того, согласно данным исследования компании «Амико», в нынешней экономической ситуации прослеживается тенденция к снижению темпов роста рынка в Центральном регионе России. В Москве и Санкт-Петербурге потребление достигло своего максимума, рост продаж наблюдается только по отдельным категориям косметической продукции. Иначе говоря, развитие возможно преимущественно за счет регионов, где потребитель менее осведомлен об угрозе подделок. Впрочем, как уверяют эксперты, не стоит надеяться, что если продукт приобретен не в магазине, а у “прямых продавцов”, то покупка контрафакта невозможна. По данным Всемирной федерации ассоциаций прямых продаж, в России число граждан, задействованных в сфере прямых продаж, приближается к 5 млн человек. Конечно, продают они не только косметику и парфюмерию, но и многое другое. Тем не менее, порядок цифр впечатляет. При этом в кризис выручка продавца в среднем сократилась на треть. И, естественно, среди такой трудовой армии легко найдутся персоны, ради прибыли готовые поступиться моральными принципами. Ряд работающих в России корпораций прямых продаж косметики и парфюмерии оставили соответствующие запросы “Росбалта” без комментариев. Однако дали понять, что их службам безопасности периодически приходится пресекать такую «самодеятельность» со стороны своих консультантов. Получается, что в основе всех перечисленных причин роста контрафактной продукции есть одно объяснение — это затяжной экономический кризис. Сам рынок на кризис отвечает усилением конкурентной борьбы. Не случайно, что больше всего рекламы в феврале на российском ТВ вышло именно в категории “Парфюмерия, косметика и средства гигиены” (10,59 тысячи минут, или 22% от общего объема телерекламы). Но щедрые рекламные компании как раз и являются для мошенников стимулом подделывать именно рекламируемый товар. Конечно, если потребитель приобрел духи низкого качества, он может воспользоваться правами, предоставленными законом «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. Согласно ст. 18 данного закона, в случае приобретения товара ненадлежащего качества покупатель вправе потребовать замены на товар той же марки и на товар иной марки, так же покупатель может потребовать скидку на такой товар или вернуть его и получить назад уплаченные за него деньги. Однако перед обращением в суд необходимо официально подтвердить несоответствие качества приобретенного парфюма, что достаточно непросто. “С одной стороны, это обусловлено спецификой товара, поскольку один и тот же аромат может быть неодинаковым у разных производителей и в разных партиях даже при одинаковом составе, — пояснил “Росбалту” управляющий партнер ЗАО «Северо-Западный юридический центр» Владимир Комаров. — С другой стороны, для подтверждения ненадлежащего качества необходимо проведение экспертизы, а количество учреждений, которые могут ее провести, невелико”. При этом потребителю как инициатору экспертизы необходимо будет ее оплатить, а она является достаточно дорогостоящей. Кстати, для проведения экспертизы, возможно, будет необходимо закупить эталон для сравнения, который тоже является дорогим, или представить оригинальный рецепт, что затруднительно. Поэтому юристы предлагают гражданам не спешить обращаться в суд. Для начала необходимо обратиться к продавцу, изложить претензии к товару и настойчиво потребовать либо замены, либо возврата денег, дать продавцу понять, что в противном случае данный вопрос будет решаться в суде, а так же обратиться в Роспотребнадзор. “Если парфюм был приобретен в крупном магазине, который дорожит своей репутацией, то велика вероятность, что на этом этапе ситуация и будет разрешена, — отмечает Комаров. — И вам либо вернут деньги, либо заменят товар, либо магазин примет покупку и сам направит ее на экспертизу”. Однако, как уточнил Владимир Комаров из Северо-Западного юридического центра, в случае, если проведенная магазином экспертиза подтвердит надлежащее качество покупки, то обязанность компенсировать расходы по экспертизе опять же будут возложена на жалобщика. “Стремление доказать, что продавец представил на экспертизу не тот образец, который был продан, потребует от жалобщика дополнительных затрат и затянет разрешение сложившейся ситуации”, — уточнил Комаров. Проще говоря, компенсировать затраты удастся только при доброй воле продавца. А на это рассчитывать особо не приходится. Игорь Чубаха Росбалт
|