Во многом это обусловлено запасами месторождений, на базе которых работают крупные производители огнеупоров (в частности, «Магнезит», г. Сатка Челябинской обл., «Огнеупоры», Богдановичи, Свердловская обл.), далее – Кульдурского месторождения брусита, на базе которого работают производства «Русского горнохимического общества», различных соляных озер (например, Михайловского озера в Западной Сибири – Михайловский завод химреактивов) и др. Кроме того, имеются и так называемые перспективные источники – это отвалы выработок горно-обогатительных комбинатов (Ковдорский ГОК, «Ураласбест»), месторождения бишофита (Волгоградская обл.), соляные озера на Урале и в Сибири (в частности, интерес представляет такое озеро в Оренбургской области, минеральный состав солей которого близок к составу Мертвого моря в Израиле). Проекты и идеи по освоению этих источников с целью производства чистого оксида магния появлялись в разное время. Из реализованных в последнее время стоит выделить проект компании «Кефрон» (г. Новоуральск Свердловская обл.), запустившей собственное в 2008 г. производство магнезии (92-95% MgO) мощностью 300 т/мес.; проект «Русской горнохимической компании», наладившей летом 2009 г. выпуск каустического оксида магния (брусита обожженного, с содержанием MgO до 92%) на мощностях Тагильского огнеупорного завода (годовая производительность – 50 тыс. т). Сырьем в данном случае служит минерал брусит – природный гидроксид магния (Mg(OH)2). Кроме того, в стадии освоения проект компании «Никохим» в Волгоградской области - на базе местного месторождения бишофита. Но здесь приоритетом является выпуск гидрооксида магния. Оксид магния рассматривает как задача более далекой перспективы. Так или иначе, реализация всех перспективных проектов зависит от состояния спроса на оксид магния. Его тенденции постараемся рассмотреть в нашем исследовании. Исключая сегмент крупнотоннажных огнеупорных материалов, в составе которых оксид магния хоть и содержится, но применять к ним термин «оксид магния» было бы некорректно. Экономический кризис, пришедший в конце 2008 г., сказался на всех сегментах потребления оксида магния – в среднем падение составило около 30%. Рассмотрим нынешнюю ситуацию с перспективой по отдельным направления потребления. Особенно пострадал такой традиционный сегмент, как резинотехническая промышленность (РТИ), которая является одним из крупных потребителей чистого оксида магния (с содержанием 92-95%). Спад в производстве РТИ достиг 40% в 2009 г. (относительно уровня 2008). Так крупнейший российский продуцент – ОАО «Балаковорезинотехника», поставляющий свою продукцию для нужд автопрома (в первую очередь, для «АвтоВаза») в I полугодии 2009 снизил объемы выпуска практически вдвое (из-за отсутствия спроса со стороны автопрома). Впрочем, сокращение производства коснулось буквально все виды РТИ, поскольку спрос со стороны практически всех отраслей российской промышленности значительно снизился. Со стороны металлургов и автомобилестроителей – почти на две трети, со стороны других промышленных отраслей – примерно на 30%. В этих условиях некоторые производства были «заморожены» до «начала сезона» - весны 2009 Для таких производителей, как например, «Кефрон» в Новоуральске, отрасль РТИ являлось основным потребителем. В связи с падением в отрасли, поставщики оксида магния для РТИ, вынуждены искать новые, менее пострадавшие направления сбыта продукции. О ситуации на российском рынке оксида магния читайте в исследовании «Рынок оксида магния в России». Об авторе: Академия Конъюнктуры Промышленных Рынков оказывает три вида услуг, связанных с анализом рынков, технологий и проектов в промышленных отраслях - проведение маркетинговых исследований, разработка ТЭО и бизнес-планов инвестиционных проектов. • Маркетинговые исследования • Технико-экономическое обоснование • Бизнес-планирование |