В условиях кризиса Правительство РФ, сосредоточившись на мерах по спасению российского автопрома, предприняло крайне мало практических действий по прямой поддержке шинной отрасли. Наравне с налоговым регулированием таможенная политика государства является одним из важнейших экономических регуляторов, определяющих развитие российского рынка шин. В общем виде, механизм государственного таможенного регулирования в отношении импорта может быть сведен к определению, какая из двух основных задач является приоритетной: насыщение потребительского рынка конкретным товаром или создание режима благоприятного развития внутреннего производства данного товара. Влияние таможенной политики государства на российский рынок автомобильных шин происходит как в прямом, так и в косвенном виде. Таможеннное регулирование Прямым регулированием является установка ввозных и вывозных таможенных пошлин на те или иные виды автомобильных шин. С помощью ввозных пошлин на автомобильные шины государство устанавливает на рынке баланс между продукцией импортного и отечественного производства, формируя предпосылки для приоритетного развития производства шин в России. К косвенным видам относится регулирование двух тесно связанных с шинным рынком сфер - сырья для шинного производства и поставок автомобилей. Устанавливая таможенные пошлины на сырье, государство решает сразу два вопроса, один из которых – поддержка отечественных «сырьевиков», а второй (в случае наличия заградительных пошлин на экспорт) – обеспечение достаточных объемов предложения сырья на внутреннем рынке. На рынке шин та или иная направленность таможенной политики в отношении сырьевых товаров влияет на его стоимость и доступность для производителей, локализованных на внутреннем российском рынке, а значит и на конечную цену шин отечественного производства и объемы их предложения на рынке. Действия Правительства РФ по утверждению нулевых ставок импортной пошлины на основные марки натурального каучука, используемого в шинной промышленности, являются одним из наиболее ярких примеров мер по поддержке отечественного производителя. Эти виды каучука, добываемые из каучуковых деревьев, не могут быть произведены в РФ, но необходимы для производства качественной шинной продукции и потребность в этом виде сырья постоянно растет Импорт натурального каучука в РФ, 2006 –2009 гг. (Данные: ФТС) Первоначально Постановлением Правительства РФ № 614 от 18 августа 2008г. была утверждена нулевая ставка ввозной таможенной пошлины на марку натурального каучука «смокед-шитс». Затем Постановлением Правительства РФ № 936 от 10 декабря 2008г. такое же решение было принято по отношению еще к двум видам натурального каучука, необходимого для шинной промышленности. Эти решения вводились на срок в 9 месяцев. Постановлением Правительства РФ № 932 от 16 ноября 2009 года нулевые ставки импортной пошлины были утверждены повторно, а с 1 января 2010, в связи с вступлением в силу единого таможенного тарифа, они стали постоянными. Вопрос об отмене этих ставок был инициирован ОАО «СИБУР – Русские шины» и получил поддержку всех отечественных производителей шин. В результате экономический эффект составит до 70 млн. рублей в 2010 году и будет в дальнейшем увеличиваться, что несомненно положительно скажется на развитии отрасли. Второй вид косвенного регулирования - пошлины на автотранспорт. Учитывая то, что отечественная и зарубежная техника рассчитана на использование шин различных типоразмеров, меры таможенного регулирования в отношении автомобильного транспорта уже, как минимум, оказывают влияние на структуру местного шинного рынка в разрезе его типоразмеров. Кроме того, наличие и уровень заградительных таможенных барьеров сказывается на ценовой конъюнктуре авторынка, а значит и его емкости. В свою очередь его размеры влияют на емкость рынка шин. Динамика роста российского рынка легковых автомобилей, рынкашин и автопарка, % (2003 год принят за 100%. Остальные года - в % к 2003 году) (Данные: Росстат, ФТС, СРШ) Тенденции последних лет показывают, что под воздействием быстро растущего рынка автомобилей в России происходило стабильное увеличение наличного автопарка, емкость которого, в свою очередь, имела самую тесную корреляцию с емкостью шинного рынка.
|