Работу с дистрибуторами СИБУР планирует организовать в том числе на условиях льготных поставок СУГа — дисконт для партнеров может составить 3-7% (сейчас 13-16 тыс. руб. за тонну). Обязательное условие использования франшизы — закупка топлива только СИБУРа.
Доля СИБУРа на российском рынке газомоторных топлив — почти 30% из 2,5 млн тонн в год. Продукция компании реализуется на более чем 1 тыс. АГЗС, где продается около 700 тыс. тонн СУГа — пятая часть от всего, производимого СИБУРом. Запуск франчайзинговой программы и другие меры по развитию рынка позволят компании довести объем продаж до 900 тыс. в год в ближайшие годы. Однако создавать собственную розничную сеть СИБУР пока не собирается, считая профильным бизнесом нефтехимию. Это вторая попытка СИБУРа запустить франчайзинговую программу. Аналогичные попытки он делал в 2002 году, заключив несколько трехлетних контрактов, которые не были пролонгированы. Тогда компания планировала развивать собственную сеть заправок, но потом отказалась от этой идеи. Хотя в России до сих пор под брендом СИБУРа работает как минимум 25 АГЗС, но компания оспаривает их право на использование ее логотипа. Пока СУГ — не самый популярный вид автомобильного топлива. По данным Минэнерго, сейчас в России 3 тыс. АГЗС, на них заправляется 1 млн автомобилей — 2,7% от общего числа в России. Из 10,3 млн тонн производимого в России СУГа 2,3 млн тонн экспортируется. Дмитрий Лютягин из ИК "Велес Капитал" отмечает, что СИБУРу выгодно реализовать СУГ на внутреннем рынке, чтобы сократить затраты на логистику. Константин Юминов из Rye Man&Gor Securities полагает, что в будущем СИБУР может приобрести собственный розничный бизнес, если программа докажет свою эффективность. У этого вида топлива есть свои преимущества, говорится в презентации замминистра энергетики Сергея Кудряшова, представленной две недели назад в Госдуме. К примеру, на 500 руб. автомобилист может проехать до 370 км на СУГе, а на бензине Аи-92 или Аи-95 всего 180 км. Также СУГ как минимум в два раза экологичнее традиционных видов топлива, но автомобилистам придется нести затраты на переоборудование своей машины, что частично нивелирует экономический эффект от использования газа. Также приблизительно на 15% снижается мощность двигателя. Министерством предлагается сформировать специальную рабочую группу в составе правительственной комиссии по ТЭКу, которую возглавляет вице-премьер Игорь Сечин, и разработать концепцию использования альтернативных видов топлива. Стимулирующие меры со стороны государства могли бы увеличить потребление СУГа до 6-6,5 млн тонн в год, уверен Михаил Паничкин. Одной из таких мер может стать предоставление автомобилистам, использующим СУГ, налоговых льгот, считают в СИБУРе. Еще одной возможностью может стать перевод на газомоторное топливо муниципальной техники и автотранспорта в городах с населением более 1 млн человек, говорится в презентации Минэнерго. Сейчас министерство ищет кандидатуры для включения в комиссию. C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка сжиженных углеродных газов можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок сжиженных углеродных газов в России». Ольга Ягова Коммерсантъ
|