В мире существуют определенные противоречия между основными игроками на рынке моторных топлив – нефтяными компаниями и производителями биотоплив, которые являются основными конкурентами в борьбе за прибыль. Операции с нефтью можно отнести к конкретному сектору мировой экономики, где основным фактором являются не столько рыночные рычаги, сколько политические решения на государственном или международном уровнях. Поэтому, как показал опыт стран ЕС и американского континента, вопрос замены нефти на биотопливо (в частности, на биоэтанол) является вполне политическим вопросом, решение которого зависит от государственной политики. Конкретным примером такой политики в последнее время являются США. Мировое производство этанола в 2008 году составляло более 17 млрд галлонов (51,48 млн тонн), количество заводов по его производству на 1 марта 2009 года в мире – 572, из которых 30% – это заводы США. Анализ американского рынка бензина и биоэтанола Нефть занимает около 40% в топливно-энергетическом балансе США. За счет собственной добычи удовлетворяется около 38,6% суммарного потребления нефти. Только Министерством обороны США на протяжении последних лет ежедневно потребляется около 400 тыс. баррелей нефтепродуктов (для сравнения: Польша потребляет 450 тыс. баррелей нефтепродуктов в день). Выполнять программу уменьшения потребления нефти президент США Барак Обама предлагает за счет увеличения потребления этанола. Американское производство этанола – 9 млрд галлонов (27 млн тонн) в 2008 году – сделало его самым большим производителем в мире, отмечается в информации RFA. В то же время американский импорт этого сырья подскочил до 600 млн галлонов в 2008 году по сравнению со 435,2 млн галлонов в 2007 году. Совместное исследование, проведенное лабораторией Sandia National Laboratories и корпорацией General Motors, показало, что к 2030 году треть автомобильного бензина, используемого в США, будет заменена биотопливом. В настоящее время около 7 миллионов автомобилей на американских дорогах разработаны с учетом использования 10%-ной смеси этанола. Однако эти авто представляют только 3% от 220 миллионов транспортных средств на дороге. RFA (Rrenewable Fuels Association) заявляет о потребности в инвестициях в так называемые насосы блендера, которые смешивают этанол и бензин на АЗС для увеличения потребления E85 (85% этанола и 15% бензина). Сегодня приблизительно 1900 автозаправок по всей стране торгует топливом E85. Общее потребление этанола в 2008 году составило 28,52 млн тонн. Всего в США автомобильное топливо продают около 170 тыс. заправочных станций, а ежегодное потребление бензина на протяжении 2006-2008 гг. составило 336-342 млн тонн. Работая с автомобилестроителями, федеральным правительством и другими заинтересованными лицами, федеральная часть на использовании этанола может быть изменена, утверждают в RFA. Будет ли это 13%, 15% или 20%, увеличивая объем этанола, смешанного в каждый галлон бензина, очень важно по отношению к будущему промышленности этанола Америки. Другой способ увеличить потребление этанола – расширять производство гибко-топливных транспортных средств (FFVs), выпуск которых за последние 10 лет значительно увеличился. Начиная с 1998 года, число авто с FFVs на дорогах Америки повысилось от 171 тыс. до 7 миллионов. С марта 2006 года компании Chrysler LLC, General Motors Corp. и Ford Motor Co. обязались к 2012 году выпускать 50% своих автомобилей с FFVs. То, что предлагает Обама, можно назвать энергетической революцией в США, заявил исполнительный директор Международного энергетического агентства (МЕА) Нобуо Танака. Однако, по словам некоторых аналитиков, этот план может привести и к банкротству НПЗ в США и Европе. А бензин и так сейчас покупают меньше: крупнейшие нефтяные компании США объявили, что закрывают некоторые заводы на квартал из-за падения спроса. С другой стороны, американская администрация по дорогам сообщила, что в январе текущего года американцы проехали на 7 млрд миль (11 млрд 263 млн км), или на 3,1% меньше, чем в январе 2008 года. Это значит, что каждый автомобиль США в январе проехал на 51 км меньше, чем в январе 2008 года. Принятый Конгрессом США (US Congress) в 2007 году Закон об Энергетической Независимости и Безопасности (Energy Independence and Security Act), в частности, предусматривает доведение производства этанола до уровня 36 млрд галлонов в год. В докладе указывается, что к 2030 году в США будет возможно производить до 90 млрд галлонов (1 галлон = 3,78 л) этанола в год. 75 млрд галлонов будут производиться из непродовольственных видов растений (например, из опилок или некоторых видов масличных культур), 15 млрд – из пищевой кукурузы. По прогнозу Министерства Энергетики США (Department of Energy), это теоретически делает возможным отказ от использования 60 млрд. галлонов традиционного бензина. К этому времени американцы будут сжигать до 180 млрд. галлонов автомобильного горючего. При этом производство столь значительных объемов биотоплива не потребует кардинальных изменений в экономике и сельском хозяйстве страны. Год назад этанол, казалось, был топливом транспорта будущего. Конгресс США постановил удвоить использование этанола с зерна до 15 млрд. галлонов в 2015 году. Тем временем, с ценами на бензин, взлетающими наряду со стоимостью барреля нефти, НПЗ желали смешивать более дешевый этанол с бензином, чтобы покрыть затраты на производство топлива. В июне 2008 года цена 1 литра бензина в США составляла 1,05 долл., за литр этанола – 0,74 долл.; в Бразилии литр этанола стоил 0,52 долл., в Европе (Роттердам) – 0,89 долл. США. В декабре 2008 года стоимость 1 литра этанола составляла: в США – 0,43 долл. (бензин – 0,55 долл.), в Бразилии – 0,4 долл., в Европе – 0,72 долл. (бензин – 1,5 долл.). Но теперь резко падающая экономика уменьшила потребление бензина, и цены на АЗС резко упали, давая производителям данного топлива небольшой стимул использовать больше этанола, что они обязаны использовать. Так, по состоянию на 26 марта 2009 года, цены составляли: в США – этанол = 0,42 долл./литр, бензин = 0,52 долл./литр; в Бразилии – этанол = 0,373 долл./литр, бензин = 0,85 долл./литр; в Европе (Роттердам) – этанол = 0,615 долл./литр, бензин = 1,66 долл./литр. Мировое производство этанола в 2008 году составляло более 17 млрд галлонов (51,48 млн тонн), количество заводов по его производству на 1 марта 2009 года в мире – 572, из которых 30% – это заводы США. Администрация президента США настаивает на сохранении ввозной пошлины на иностранный этанол, прибывающий в страну. Так, в настоящее время пошлина составляет 0,54 долл./ галлон (0,14 долл./ литр). То есть после уплаты пошлины импортный этанол все еще может эффективно конкурировать на рынке США. Себестоимость бразильского этанола (около 0,19 долларов США за литр) делает его использование экономически выгодным. Нефтяные компании при применении этанола преследуют свои интересы, поэтому в ряде стран им оказывает поддержку государство. А согласно мнению специалистов ExxonMobil, целесообразным производство биотоплива может стать только при цене нефти 70 долларов за баррель (для стран ЕС – 80 долларов за баррель). Кстати, данные бразильских ученых и расчетов наших аналитиков совпадают: биоэтанол становится рентабельным тогда, когда стоимость нефти составляет выше 30 долларов за баррель (эти данные соответствуют ценовой политике Бразилии, но в определенной мере это можно применить и к Казахстану). Важнейшей тенденцией развития мирового рынка бензина и биоэтанола является процесс поглощения нефтяными компаниями производителей этанола. Наибольшая независимая нефтеперерабатывающая компания США Valero Energy Co., владеющая 15 НПЗ с суммарной мощностью переработки 3,105 млн баррелей нефти в день, что составляет около 10% всех НПЗ страны, объявила о покупке семи заводов этанола VeraSun Energy за 477 млн долларов. Таким образом, даже в условиях падения потребления бензина инвестируется промышленность биотоплива. VeraSun Energy – это второй по величине национальный производитель этанола после Archer Daniels Midland Co., он владеет 12 заводами, производящими 1,141 млрд. галлонов этанола в год. Компания сейчас проходит процедуру банкротства, начавшуюся прошлой осенью. Покупка Valero Energy Co. этанольных заводов свидетель-ствует о поддержке этанольной промышленности в США. Анализ европейского рынка бензина и биоэтанола В странах Евросоюза пошлина на импорт этанола составляет 0,19 Евро/литр. Кроме того, с 2008 года ЕС ввел беспошлинный ввоз этанола со стран Африканского и Карибского регионов. В ЕС проблема биотоплива вообще и биоэтанола в частности лежит в русле главной стратегии европейцев – сохранение экологии и борьбы с глобальным потеплением планеты, что в значительной степени базируется на отказе от нефти и газа и переходе на новые возобновляемые виды топлива, в том числе и моторное. В этом контексте основное внимание уделяется биодизелю (около 6 млн тонн), поскольку в структуре моторного топлива дизель занимает около 63%. Так, по данным EU FAS posts, в 2008 году страны ЕС использовали 114,55 млн тонн бензина и 188,23 млн тонн дизеля. В 2007 году объем производства биоэтанола в ЕС достиг максимального показателя и составил 2,2 млрд литров. Совокупный среднегодовой темп роста (CAGR) объемов производства биоэтанола в ЕС с 2002 по 2007 год составил 35,1%. Доля ЕС в мировом объеме производства биоэтанола в 2007 году – 4,4%. В целом Евросоюз значительно уступает США и Бразилии по объемам производства биоэтанола. Следует заметить, что, несмотря на прогресс в области производства этого продукта, его доля в моторном топливе еще крайне мала и составляет чуть больше 1%. По состоянию на 1 января 2007 года в мире работало 743 НПЗ общей производительностью 4062,6 млн тонн нефти в год. Наиболее четко прослеживается конкуренция между линиями развития нефтепереработки Северной Америки (154 НПЗ в США) и Западной Европы (114 НПЗ в ЕС). Поскольку биоэтанол используется как добавка к бензинам или как компонент для производства ЕТВЕ (этил-трет-бутиловый эфир) – высокооктановой добавки к бензинам, для более полного понимания технологии производства бензинов приведем примеры компаундирования бензинов. Компонентный состав американ-ского бензинового фонда (реформулированный бензин) в начале 2007 года был таким: бензин каталитического крекинга – 34%, бензин риформинга – 28%, алкилат – 12%, изомеризат – 4%, добавки (этанол, ЕТВЕ, МТВЕ и др.) – 15%, прочие – 7%. Компонентный состав европейского бензина включал в себя: бензин каталитического крекинга – 30%, бензин риформинга – 50%, алкилат – 5%, изомеризат – 8%, добавки (этанол, ЕТВЕ, МТВЕ, ТАМЕ и др.) – 7%. Среди европейских НПЗ наиболее удачный компонентный состав бензинов в Германии: бензин каталитического крекинга и риформат – 73,4%, алкилат – 5,1%, изомеризат – 16,2%, добавки – (этанол, ЕТВЕ, МТВЕ, ТАМЕ и др.) – 5,3%. По состоянию на 19 марта 2009 года в странах ЕС работало около 50 заводов, производящих топливный этанол, при том что общее количество предприятий общей производительностью 26,879 млрд галлонов (80,273 млн тонн) – 572. Количество заводов по производству биодизеля общей производительностью 20,169 млрд галлонов (67,178 млн тонн) – 456. Ежегодное потребление бензина в странах ЕС на протяжении последних 3-х лет составляет 112-115 млн тонн, в то же время потребление этанола при производстве бензинов составляло около 2,7 млн тонн в 2008 году. Крупными европейскими производителями топливного этанола являются следующие компании: – Abengoa Bioenergy (Испания) – производительность 510 млн литров в год; – Sauter (Германия) – производительность 310 млн литров в год; – Sudzucker (Германия) – производительность 260 млн литров в год; – Cristal Union (Франция) – производительность 120 млн литров в год; – Sekab (Швеция) – производительность 100 млн литров в год. В разных странах действуют следующие государственные программы применения этанола на транспорте (см. таблицу): Экологические аспекты Биоэтанол как топливо нейтрален в качестве источника парниковых газов. Он обладает нулевым балансом диоксида углерода, поскольку при его производстве путем брожения и последующем сгорании выделяется столько же CO2, сколько до этого было связано из атмосферы использованными для его производства растениями. Например, только применение этанола в США в 2006 году позволило сократить выбросы около 8 млн тонн парниковых газов (в СО2 эквиваленте), что примерно равно годовым выхлопам 1,21 млн автомобилей. Профильные министры 27 стран-членов Евросоюза в Брюсселе достигли «политического соглашения» в отношении предложения Еврокомиссии об увеличении доли возобновляемых источников энергии в общей структуре энергопотребления в ЕС, сообщает еврокомиссар по энергетике Андрис Пиебалгс. Исполнительная власть ЕС предложила членам этой региональной организации довести к 2020 году до 20% долю возобновляемых источников энергии, сократить на 20% к уровню 1990 года объемы вредных выбросов в атмосферу и на 20% снизить общие энергозатраты. Так называемый план «20-20-20» предусматривает также постепенный переход странами ЕС с 2013 года на систему продажи квот на выбросы СО2, и в этой связи он сталкивается с оппозицией со стороны членов ЕС, чьи экономики зависят от угля, в первую очередь – Польши. Биоэтанол в Китае Первые партии биоэтанола в Китае были выпущены в конце 2003 года, и всего за три года страна сумела войти в четверку крупнейших производителей топливного этанола в мире. В 2007 году объем производства биоэтанола в Китае достиг максимального показателя и составил 1,8 млрд литров (1,44 млн тонн). Совокупный среднегодовой темп роста (CAGR) объемов производства данного вида топлива в Китае с 2003 по 2007 год составил 124,2%. Доля КНР в мировом объеме производства биоэтанола в 2007 году составила 3,7%. Внешнеторговых операций с биоэтанолом отмечено не было. В 2007 году здесь насчитывалось шесть производителей биоэтанола, крупнейшим из которых является компания Jilin Fuel Ethanol Co. (мощность 600 тыс. тонн). В Китае биоэтанол производят из пшеницы, риса, маниоки (кассава) и сахарного сорго. Россия и Казахстан: перспективы развития биоэтанола По состоянию на 1 января 2008 года, в России не было отмечено производства топливного этанола. Импорта и экспорта биоэтанола также не было отмечено, поскольку в товарной номенклатуре ВЭД не определены коды товаров, соответствующие различным видам биотоплива. Согласно действующему законодательству, биоэтанол и топливные смеси с этиловым спиртом являются подакцизными товарами, что в значительной мере влияет на развитие внутреннего рынка. Согласно разным источникам, в России существует порядка десяти проектов строительства заводов по производству биоэтанола, но только один проект (ГК «Титан», Омская область) находится в действии. Кроме того, многие эксперты полагают, что любой российский завод по производству пищевого этилового спирта легко переориентировать на производство биоэтанола. При этом издержки производства (без учета акцизных сборов), составят 9-10 рублей за литр, что даже ниже издержек при производстве пищевого этилового спирта, т.к. нет необходимости использовать оборудование для очистки спирта. Другие эксперты более прагматичны и считают, что только заводы с мощностью более 140 тыс. дал спирта могут легко переориентировать свои поточные линии. Они также отмечают, что переориентация потребует значительных инвестиций в технологии. Высокий акцизный налог на этиловый спирт (23,5 рубля за литр) ограничивает производство биоэтанола для внутреннего рынка. В России биоэтанол классифицирован в общей категории «Спирт этиловый из всех видов сырья (в том числе этиловый спирт-сырец из всех видов сырья)» и не рассматривается законодательством как продут специфического назначения. В краткосрочной перспективе в стране ожидаются изменения законодательства в отношении биотоплива. Сейчас в России начинает изменяться законодательная база: принимается полный перечень законодательных актов для того чтобы этанол стал отдельным продуктом именно как топливная составляющая. При этом здесь появилось то, чего не было ранее – намерение использовать биотопливо на внутреннем рынке. Сейчас в РФ на государственном уровне разрабатываются стандарты бензинов с добавлением биоэтанола. Государство намерено квотировать пищевое сырье для переработки в биотопливо в Казахстане. Об этом говорилось в ходе презентации законопроекта «О государственном регулировании производства и оборота биотоплива» в рамках Круглого стола по обсуждению законопроекта в парламенте РК, сообщает пресс-служба вице-премьер-министра сельского хозяйства РК. В рамках данного законопроекта предусмотрены механизмы госрегулирования производства и оборота биотоплива в республике посредством определения предельных объемов производственных мощностей по получению биотоплива, установления квот на пищевое сырье, используемое для последующей переработки в биотопливо и осуществления госконтроля в области оборота биотоплива. В Северо-Казахстанской области (пос. Тайынша) открыт первый в СНГ завод по производству биоэтанола – «Биохим». Тем самым Группа компаний «Титан» (г. Омск) положила начало долгосрочной программе по производству альтернативного топлива на основе возобновляемых природных источников энергии. Объем инвестиций в строительство предприятия составил около 100 млн долл. Биоэтанол планируется вырабатывать методом глубокой переработки пшеницы 3 и 4 класса сортов, которая выращивается на севере Казахстана. Предполагаемые объемы производства составят 57 тыс. тонн/год. Полученный продукт предполагается использовать в качестве добавки к высокооктановым бензинам, а также поставлять на экспорт. Однако, согласно информации некоторых источников, реализации данного проекта препятствуют существенные проблемы, связанные с качеством оборудования, поставленного из Китая. Биоэтанол в Украине Производство биологических видов топлива является приоритетным направлением в мировой нефтепереработке. Украина, к сожалению, значительно отстает в этой области от стран Европейского Союза. Основными причинами этого являются: – несовершенство отечественной нормативно-правовой базы в сфере регулирования производства биотоплива, а также ее несоответствие европейским стандартам; – отсутствие эффективных структур, которые бы развивали и координировали рынок биотоплива; – лобби определенных финансово-промышленных групп в парламенте, непрофессиональный подход к данной проблеме чиновников министерств и ведомств. В течение десяти лет со времени принятия первой программы «Этанол» и до сегодняшнего дня в Украине не производятся бензины с содержанием биоэтанола или этил-трет-бутилового эфира. Исключением является бензин БИО-100, которым торгуют на АЗС, имеющим бренд «ESBT». Если рассматривать примеры производства биотоплива в Европе, то целесообразно отметить, что в восточно-европейских странах (Польша, Чехия и др.) такие проекты организовывались вместе с нефтеперерабатывающими заводами, которые и были потребителями биоэтанола и биодизеля. То есть нефтяники и спиртовики были союзниками. Так, к примеру, на польском заводе Glimar в г. Горлице еще в начале 2000 года были установлены высокомолекулярное оборудование и произведенный абсолютированный спирт (99,6% этанола) прямо на НПЗ добавлялся к бензину. К сожалению, в Украине наблюдается обратное: биоэтанол лоббируют спиртовики (некоторые чиновники, несколько компаний), а нефтяники – категорические их противники. Одним из отрицательных факторов, на котором акцентируют внимание НПЗ, является вопрос нестабильности углеродно-спиртовой смеси. При попадании влаги в бензины с этанолом происходит так называемый эффект расслоения. Учитывая эту проблему, в 2004 году была разработана и прошла испытания на НПЗ Украины, Польши и Румынии добавка к бензинам «САД». Указанная добавка, произведенная на основе биоэтанола (60%), работала стабильно при содержании влаги в смеси до 0,5%. Первые партии товарного бензина, произведенного с добавкой «САД», были реализованы на рынке Украины. Вторым важным фактором, который препятствовал внедрению биоэтанола, является его цена. Согласно расчетам наших экспертов, сегодняшняя стоимость литра украинского биоэтанола составляет 0,55 долл. США, бразильского – 0,373 долл. США, американского – 0,417 долл. США (фьючерсные цены на сентябрь – 0,43 долл.), а цена литра этанола в Роттердаме (после оплаты налогов) – 0,615 долл. США. Главная проблема для спиртовиков – это понижение себестоимости производства этанола, и этот вопрос может решиться только за счет строительства новых современных заводов со средней по мировым меркам производительностью 100 тыс. тонн этанола в год и полным циклом использования сопутствующих продуктов. Производством бензина с биоэтанолом в Украине занимается ООО «Энергетические стратегии и биотехнологии» (под собственным брендом ESBT) в Черновцах. В апреле 2008 года компания открыла АЗС. Сейчас предприятие продает биобензин (БИО-100) в Хмельницкой, Ивано-Франковской и Винницкой областях. Украинская законодательная база по биотопливу существует лишь в зародыше. Государственного стандарта (ДСТУ), регламентирующего состав и свойства бензинов на спиртовой основе, до сих пор нет. Отсутствие Госстандарта на биотопливо — серьезная причина опасаться за качество БИО-100: ведь по сути производитель (он же и разработчик) топлива ни перед кем не отчитывается. Компания «Корон Агро», входящая в холдинг «Барышевская зерновая компания», начала строительство первого в Украине крупнейшего завода по производству биоэтанола стоимостью 110 млн Евро. Технологическое проектирование и поставку оборудования обеспечивает немецкая инжиниринговая фирма GEA Wiegand. Мощности завода позволяют ежегодно выпускать 100 тыс. тонн биоэтанола и 104 тыс. тонн кормовой добавки для крупного рогатого скота, свиней и птицы (для этого будет перерабатываться 324 тыс. тонн кукурузы). Компания заявляет, что нашла рынки сбыта за рубежом, основные потребители – США (70%) и Евросоюз (30%). Создание в Украине предприятий по выпуску биотоплива сдерживает отсутствие внутреннего рынка сбыта, а также нормативно-правовой базы. Проект закона «О внесении изменений и дополнений до некоторых законодательных актов Украины о содействии производству и потреблению биологических видов топлива» № 1114 принят лишь в первом чтении (он устанавливает для производителей бензина следующие нормы применения биоэтанола: в 2008 году – не менее 2%, в 2009 – более 3%, в 2010 – 5%, в 2011 – 10%). При этом законопроект не определяет механизм контроля над использованием биоэтанола и биодизеля, поэтому даже в случае его принятия он будет носить рекомендательный характер. Кроме того, в кодах товарной номенклатуры на бензины указаны нормы, не соответствующие реальным. К тому же закон не предусматривает эффективных норм использования биотоплив. Также не было проведено экономического анализа планируемого внутреннего рынка биотоплива. Кстати говоря, в Украине до сих пор никто не использует европейскую формулу цены на нефтепродукты. Расчеты, приведенные в пояснительной записке, экономически не обоснованы. Проект указанного закона снова разрабатывался без мнения нефтяников, которым предстоит его выполнять. «Укрспирт» недавно определил направления деятельности каждого из спиртзаводов. Пищевой этиловый спирт будут производить 39 предприятий общей мощностью 30,773 млн дал в год. Заниматься выпуском биоэтанола и биотоплива будут восемь спиртзаводов общей мощностью 129,4 тыс. дал. в год (103520 тонн), а производством спирта-сырца для биоэтанола – 14 заводов мощностью 10,347 тыс. дал. Однако, по мнению аналитиков, данная программа не имеет перспективы, как и все остальные программы развития биотоплива, поскольку никто из разработчиков не проводил системного анализа создания внутреннего рынка и серьезной работы по выходу на мировые рынки. Мировой и европейский рынок биотоплива развивается очень динамично. Учитывая то, что Украина владеет огромным капиталом – землей, нужно строить новые современные заводы по производству биоэтанола, чтобы не стать сырьевым придатком к мировому рынку биотоплива. Евгений Пущик |