При этом в силу того, что, глюкоза используется далеко не всеми предприятиями – производителями одного и того же продукта и является продуктом заменяемым (а также может сама выступать продуктом-субститутом), ее потребление коррелируется не с общей динамикой развития отраслей пищевой промышленности, а определяется специфическими процессами, происходящими в отрасли. Ключевым фактором анализа перспектив рынка для нас является структура рынка по критерию устойчивости входа продукта в рецептуру конечных изделий. Сегменты потребления делятся на продукты, где глюкоза заняла прочные позиции, ее замена или отказ от нее – маловероятен, и на продукты, где позиции глюкозы менее стабильны. К первой группе в первую очередь относятся кондитерские и хлебобулочные изделия, напитки (алкогольные и безалкогольные), консервы, детское питание инфузионные растворы, аскорбиновая кислота. Однако сразу отметим, что каждый из этих сегментов неоднороден. В рамках него существуют значительные различия в использовании глюкозы: 1) в рамках разных продуктов; 2) в рамках разных предприятий сегмента. Суммирование текущих объемов потребления по данным сегментам, взятое с поправочным коэффициентом 0,85 (учитывающим возможность ухода предприятий, невыживших в кризис или отказа от глюкозы, как ингредиента в рецептуре) дает нам объем спроса на уровне 10 тыс. тонн. С учетом минимального присутствия глюкозы в остальных сегментах полученный показатель является первым барьером падения объема рынка. Замеренная нами помесячная динамика объемов потребления глюкозы в 2008 году подтверждает данную гипотезу. Негативные процессы наблюдаются уже с самого начала года. Однако, уже начиная с ноября 2008 года, тренд потребления глюкозы уходит от тренда 2007 года (которому первый следовал в 2007 году). Вместе с тем реальный спрос на кристаллическую глюкозу значительно превосходит данный показатель, и в случае быстрого выхода из кризиса рынок в самое короткое время способен показать многократный рост (что показывает пример 2007 года). Более того, значительная реструктуризация российского рынка, как в плане изменения импортоориентированности российского рынка пищевой продукции и фармацевтики, так и в плане модернизации технологических процессов на российских предприятиях, способна привести к значительному превышению объемов потребления глюкозы по сравнению с уровнем 2007 года. Простимулировать спрос также способна и организация местного производства глюкозы (что, по-нашему мнению, очень маловероятно как минимум до 2012 г.). Отсутствие отечественного предложения сегодня – это главный сдерживающий фактор развития рынка, особенно в условиях кризиса, когда курсы валют подвержены изменениям. C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка глюкозно-фруктовых сиропов можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок глюкозы в России». www.newchemistry.ru |