новые химические технологии
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ ХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
ПОИСК    

НА ГЛАВНУЮ 

СОДЕРЖАНИЕ:

НАУКА и ТЕХНОЛОГИИ

Базовая химия и нефтехимия

Продукты оргсинтеза ............

Альтернативные топлива, энергетика ...........................

Полимеры ...........................

ТЕНДЕНЦИИ РЫНКА

Мнения, оценки ...................

Законы и практика ...............

Отраслевая статистика .........

ЭКОЛОГИЯ

Промышленная безопасность

Экоиндустрия .......................

Рециклинг ............................

СОТРУДНИЧЕСТВО

Для авторов .........................

Реклама на сайте ................

Контакты .............................

Справочная .........................

Партнеры ............................

СОБЫТИЯ ОТРАСЛИ

Прошедшие мероприятия .....

Будущие мероприятия ...........

ТЕНДЕРЫ

ОБЗОРЫ РЫНКОВ

Исследование рынка ферромарганца в России
Исследование рынка азотной кислоты в России
Исследование рынка резиновых шлангов в России
Исследование рынка кетонов и хинонов в России
Исследование рынка ферросилиция в России
Исследование рынка ферромолибдена в России
Исследование рынка феррованадия в России
Исследование рынка авиационных шин и покрышек в России
Исследование рынка винилхлорида в России
Исследование рынка невулканизированной резиновой смеси в России

>> Все отчеты

ОТЧЕТЫ ПО ТЕМАМ

Базовая химия и нефтехимия
Продукты оргсинтеза
Синтетические смолы и ЛКМ
Нефтепереработка
Минеральные удобрения
Полимеры и синтетические каучуки
Продукция из пластмасс
Биохимия
Автохимия и автокосметика
Смежная продукция
Исследования «Ad Hoc»
Строительство
In English
  Экспорт статей (rss)

Мнения, оценки

УКРАИНСКИЕ НПЗ В 2010-М


Очевидно,  что в данный момент украинские НПЗ не способны полностью удовлетворить внутренний спрос на топливо ни по объемам, ни по качеству.

 

Согласно правительственной статистике в 2010 году выпуск светлых нефтепродуктов в целом по стране сократился на 6,3%, из них дизтоплива – на 2,8%, бензинов – на 8,7%. В физических объемах было произведено 3,32 млн тонн ДТ и 3,08 млн тонн бензина.

Этого количества хватило лишь для того, чтобы обеспечить примерно 60% внутренних потребностей Украины. Если же говорить отдельно о топливе, соответствующем стандартам Евро-4 и Евро-5, то в данном сегменте на импорт приходилось более половины всех проданных нефтепродуктов. По предварительным подсчетам, в страну было ввезено около 1,8 млн тонн бензинов и 2,2 млн тонн дизтоплива, что примерно на 5% больше, чем в предыдущем году. Сама же емкость национального топливного рынка осталась практически на прошлогоднем уровне – чуть менее 10 млн тонн (без учета сжиженного газа).

Увеличится ли она в 2011? Нефтетрейдеры пока скупы на прогнозы: слишком много неопределенностей на рынке. Но если будут введены ввозные пошлины на моторное топливо, сужения рынка не миновать. Желающих поставлять ставший слишком дорогим продукт поубавится, а возможностей для того, чтобы существенно нарастить производство, у отечественных НПЗ не так уж и много. И первым делом их благие намерения разобьются о сырьевой фактор.

Шебелинский ГПЗ

Классическим примером сырьевой скованности может служить Шебелинский ГПЗ – единственный в Украине производитель бензинов, еще находящийся в государственной собственности. Он полностью ограничен в своем развитии тем объемом нефтяного сырья (главным образом конденсата), который добывает компания "Укргазвыдобування". Упали у последней показатели добычи в прошлом году на 7%, и на Шебелинке производство дизтоплива сразу же сократилось на 9%, бензинов – на 13%. А значит, на этот завод рассчитывать в ближайшие годы не стоит. Больше, чем сейчас (540-550 тыс. тонн светлых нефтепродуктов в год), он выбросить на рынок не сможет.

Одесский НПЗ

Мало надежд и на помощь из Одессы. Там в прошлом году переработка нефти упала ниже 1,5 млн тонн. И хотя после недавней реконструкции лукойловский НПЗ в Украине технологически способен справляться с вдвое большим объемом, слабая экономика переработки приводит его к частым простоям. Проблемы у НПЗ начались после того, как компания "Укртранснафта" отказалась качать нефть на предприятие по Приднепровским нефтепроводам. В результате теперь одесский завод может получать сырье либо по морю из Новороссийска, либо по окольному трубопроводному маршруту через "Дружбу" и реверсированный участок Одесса – Броды. И тот, и другой путь сопряжены с дополнительными затратами на транспортировку (плюс несколько долларов на каждой тонне), что ставит НПЗ в худшие конкурентные условия относительно коллег. Осенью 2010 завод остановился на очередной ремонт, и когда он из него выйдет – Лукойл не сообщает. Но в целом вывод аналогичен тому, что и по Шебелинке: избытком топлива украинских водителей Одесский НПЗ в текущем году вряд ли побалует.

Западноукраинские НПЗ

Два завода-близнеца в Надворной и Дрогобыче (оба входят в орбиту группы "Приват") на протяжении всего 2010 года сидели на голодном пайке. Первый переработал лишь 190 тыс. тонн, второй – 370 тыс. тонн нефти, что в 7-10 раз меньше их проектных мощностей. Привату приходится делить между ними те капли нефти, которые компания "Укрнафта" добывает на западе страны. Попытки группы привлечь на эти предприятия российское сырье оказались безуспешными, а загружать их каспийским ресурсом владельцы посчитали чересчур расточительным. Заводы в техническом плане весьма отсталые и не способны выжать из дорогой нефти даже тот минимум, который возможен на Кременчугском НПЗ. Поэтому суммарный показатель двух западных заводов – порядка 330 тыс. тонн светлых нефтепродуктов за весь прошлый год – вряд ли будет существенно превзойден в году текущем. Таким образом, реальные основания надеяться на увеличение объема выпуска нефтепродуктов сегодня есть лишь у двух предприятий отрасли – Кременчугского и Лисичанского НПЗ. Это самые крупные заводы в Украине. И они более других заинтересованы в вытеснении конкурентного импорта.

Кременчугский НПЗ

Кременчугское ПАО "Укртатнафта" произвело в прошлом году 1,05 млн тонн бензинов и 1,2 млн тонн дизтоплива, переработав 3,6 млн тонн сырья, что на 13% больше, нежели в 2009. Однако проблема предприятия в том, что оно до сих пор находится в сырьевой блокаде со стороны российских компаний, которые не простили Привату изгнание из Кременчуга Татнефти. Таким образом, основным подспорьем для Кременчугского НПЗ остается украинский ресурс, поступающий от Укрнафты. Но больше, чем 1,7-1,8 млн тонн в год, она поставить не может (объемы добычи не позволяют). Поэтому в прошлом году заводу пришлось закупать в достаточно больших объемах нефть из Азербайджана. Однако азербайджанское сырье на 20-30% дороже отечественного, поэтому, чем выше его доля в общей сырьевой корзине завода, тем ниже рентабельность готовых нефтепродуктов. Как следствие в I квартале 2011 года Укртатнафта планирует увеличить закупку нефти в Азербайджане лишь на 5-6%. Иными словами, стремительно наращивать выпуск топлив в Кременчуге пока не спешат.

Лисичанский НПЗ

Таким образом, единственный, кто потенциально может тряхнуть стариной и совершить количественный, а отчасти и качественный рывок в отечественной нефтепереработке – это Лисичанский НПЗ, входящий в российский холдинг ТНК-ВР. В 2010 году, правда, он притормозил, снизив производство бензинов на 13%, дизтоплива – на 6%, а переработку сырья – на 3%. Таким образом, в целом на ЛиНИКе было переработано 4,8 млн тонн ресурса, хотя его нынешние кондиции позволяют выйти на уровень переработки в 7 млн. При этом все дизтопливо и определенный объем бензинов завод уже производит в стандарте Евро-4. По словам исполнительного директора ТНК-ВР в Украине Феликса Лунева, компания готова потратить еще 150 млн евро и вписаться даже в параметры Евро-5. Но чтобы затраты окупились, она добивается от украинских властей рыночных преференций, в частности заградительных пошлин на импортное топливо.

Нет ничего удивительного в том, что эти просьбы нашли горячий отклик у министра топлива и энергетики Юрия Бойко. Именно с Лисичанского НПЗ началась его карьера в украинской нефтяной отрасли и именно при нем ТНК приватизировала этот завод. Если номер с пошлинами не пройдет, россияне пугают тем, что могут вообще остановить ЛиНИК. Хотя, скорее всего, завод продолжит работать с активным использованием давальческих схем, что позволяет ему не платить вывозную пошлину на нефть в России. В таком режиме, по оценкам трейдеров, в прошлом году Лисичанский НПЗ произвел до 30% своей продукции.

В сухом остатке

Итого, объективных оснований ожидать бурного развития украинской нефтепереработки в текущем году немного. Трудно наверстать за год то, что не было сделано за все предыдущее десятилетие. "Государство шло навстречу владельцам НПЗ с первого дня, продав заводы за копейки и рассчитывая на их модернизацию. Прошло 10 лет и мы по-прежнему имеем старые НПЗ с низкой глубиной переработки и новые требования о создании для них тепличных условий", – утверждает президент Ассоциации "Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины" Леонид Косянчук. По его словам, доходы нефтяных компаний России, той же ТНК-ВР, сопоставимы с бюджетом Украины, но они теперь предпринимают попытки фактически обязать украинского потребителя топлив заплатить за модернизацию НПЗ из собственного кармана. Кстати, и так уже хорошенько потрепанного 40% повышением акцизов на топливо в начале года и ростом цен на нефть.

Уместно напомнить, что за период с 2000 года и до нынешних дней объем инвестиций в модернизацию нефтеперерабатывающей отрасли страны составил всего 1,2 млрд долл., что втрое меньше, чем, например, в Беларуси. Поэтому нет ничего удивительного в том, что белорусское топливо так уверенно чувствует себя и на украинском рынке, и на рынках Европы. При этом глубина переработки нефти на Мозырьском НПЗ достигает сегодня 76%, тогда как среднеукраинский показатель на 20% ниже. Белорусские власти нашли способы, чтобы и реконструкцию перерабатывающих заводов стимулировать, и цены на заправках поддерживать на одном из самых низких уровней в Европе. Хотя никакого особого секрета у Александра Лукашенко нет.

Кредитная поддержка НПЗ со стороны государства, льготы на ввоз импортного оборудования и налоговые стимулы производства топлив более высокого качества – вот и весь рецепт белорусского чуда. Украинская нефтепереработка, несмотря на современное плачевное состояние, тоже излечима. И белорусские рецепты для нее вполне подходят. Но лечение должно быть системным, а не вестись по принципу одной кислородной подушки на всю больницу: когда для того, чтобы дать надышаться своим пациентам, доктор отнимает ее у чужих.

 

C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка антидетонационных добавок можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок антидетонационных добавок в России».

 

C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка бензина можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок автомобильных бензинов в России»

 

C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка МТБЭ можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок МТБЭ в России».



Ярослав Ярош

МинПром

Версия для печати | Отправить |  Сделать стартовой |  Добавить в избранное
Статьи по теме

Куплю

19.04.2011 Белорусские рубли в Москве  Москва

18.04.2011 Индустриальные масла: И-8А, ИГНЕ-68, ИГНЕ-32, ИС-20, ИГС-68,И-5А, И-40А, И-50А, ИЛС-5, ИЛС-10, ИЛС-220(Мо), ИГП, ИТД  Москва

04.04.2011 Куплю Биг-Бэги, МКР на переработку.  Москва

Продам

19.04.2011 Продаем скипидар  Нижний Новгород

19.04.2011 Продаем растворители  Нижний Новгород

19.04.2011 Продаем бочки новые и б/у.  Нижний Новгород

Материалы раздела

ПРОИЗВОДСТВО МЕТАЛЛОПРОКАТА С ПОКРЫТИЕМ В РОССИИ
ПРОИЗВОДСТВО ОДНОРАЗОВЫХ ШПРИЦЕВ В РОССИИ
СПРОС НА ЗУБНЫЕ ИМПЛАНТЫ В РОССИИ
Производство инфузионных растворов в России
ПРОИЗВОДСТВО ПВХ ТРУБ В РОССИИ
Производство антифризов в России
ПРОИЗВОДСТВО ПОЛИПРОПИЛЕНОВЫХ ТРУБ В РОССИИ
ПОТРЕБЛЕНИЕ И ПРОИЗВОДСТВО ЛИТЫХ ДИСКОВ В 2018 ГОДУ
ПРОИЗВОДСТВО ПОЛИЭТИЛЕНОВЫХ ТРУБ В РОССИИ
Производство арматуры выросло в 2018 году
ПОБЕДИТЕЛИ КОНКУРСА IQ-CHem.
НОВЫЙ НПЗ на АМУРЕ
НЕПСКОЕ КАЛИЙНОЕ МЕСТОРОЖДЕНИЕ: новые возможности
МЕТАНОЛЬНЫЙ ЗАВОД В ЯКУТИИ
НОВЫЕ ПРОЕКТЫ: получение диоксида титана
ПРОИЗВОДСТВО СЭНДВИЧ-ПАНЕЛЕЙ В ВОРОНЕЖЕ
НОВОЕ ПРОИЗВОДСТВО CO2
РЫНОК ПОДШИПНИКОВ: ШЭФФЛЕР ПОСТРОИТ ЗАВОД В РОССИИ
MATHESON БУДЕТ ПРОДАВАТЬ ГЕЛИЙ "ГАЗПРОМА"
НОВЫЙ ЦЕМЕНТНЫЙ ЗАВОД В НОВОРОССИЙСКЕ
МОДЕРНИЗАЦИЯ РЯЗАНСКОГО НПЗ
УКРАИНСКИЙ РЫНОК ПЕСТИЦИДОВ
ТОМСКИЙ НПЗ ГОТОВИТ 3-Ю ОЧЕРЕДЬ
РЫНОК АНИЛИНА: планы «Пигмента»
В ЯКУТИИ ПОСТРОЯТ ТРИ СОЛНЕЧНЫЕ СТАНЦИИ
НОВЫЙ ЖБИ-ЗАВОД
СИБУР УВЕЛИЧИЛ ВЫРАБОТКУ ШФЛУ
В РОССИИ БУДУТ ПРОИЗВОДИТЬ Е471
ПРОИЗВОДСТВО КАУСТИЧЕСКОЙ СОДЫ В РОССИИ
НОВЫЙ АСФАЛЬТОБЕТОННЫЙ ЗАВОД
ТРЕТИЙ ЗАВОД «ФАРМАСИНТЕЗА»
ПОШЛИНЫ НА ИМПОРТ И ЭКСПОРТ МТБЭ
ГАЗПРОМ ПОСТРОИТ ГХК ПО ВЫДЕЛЕНИЮ ГЕЛИЯ
ЗАПУЩЕН КРУПНЕЙШИЙ в РОССИИ КИРПИЧНЫЙ ЗАВОД
НОВЫЕ ПРОЕКТЫ: производство газобетона на Сахалине
НАЧАЛОСЬ ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЯРНПЗ
НОВОЕ ПРОИЗВОДСТВО МИНЕРАЛЬНОЙ ВАТЫ
LINDE БУДЕТ ПРОДАВАТЬ ГЕЛИЙ «ГАЗПРОМА»
ГАЛОПОЛИМЕР на РЫНКЕ ПЛАВИКОВОГО ШПАТА
КТО ВОЗЬМЕТ "ГРОДНО АЗОТ"?
НОВОЕ ПРОИЗВОДСТВО ШПОНА
НОВОЕ ПРОИЗВОДСТВО ГИПСОВЫХ ВЯЖУЩИХ
AIR LIQUIDE ЗАПУСТИЛО ПРОИЗВОДСТВО В ЧЕРЕПОВЕЦКЕ
О СИТУАЦИИ на «НИТОЛЕ»
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОРСКОГО НПЗ

>>Все статьи

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright © Newchemistry.ru 2006. All Rights Reserved