Об этом корпоративной прессе заявил вице-президент «Транснефти» Михаил Арустамов. «Мы создадим мощный мазутовый хаб: 13 млн тонн будет переваливаться на «Шесхарисе» (перевалочная нефтебазе возле Новороссийска – «Эксперт online») и 4 млн тонн – на новом мазутном терминале. А поскольку основной продукт всех российских НПЗ (до 50 процентов) - это мазут, то дефицит экспортных отгрузочных мощностей будет резко сокращен. Транзит, осуществляемый колесным транспортом через территории Украины, Белоруссии и Прибалтики, мы завернем на себя», - сказал Арустамов. Это заявление топ-менеджера «Транснефти» («ТН») означает, что, несмотря на намерения правительства заставить отечественные нефтяные компании интенсивно модернизировать нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) и увеличивать на них глубину переработки и объем выпуска светлых нефтепродуктов (бензинов), государственная нефтепроводная компания готовится к тому, что экспорт мазутов (т.е. темных нефтепродуктов) еще долго останется источником и ее прибыли, и прибыли нефтяных компаний. На это же, очевидно, рассчитывает и голландский нефтетрейдер Gunvor, контролируемый нашим соотечественником Геннадием Тимченко, который несколько лет назад и договорился с «Новороссийским морским торговым портом» (НМТП) на равных паях построить в порту новый мазутный терминал стоимостью около 100 млн долларов. Стройка должна была начаться еще в прошлом году, а в 2012 году терминал должен был отгрузить на морские танкера первые тонны топочного мазута для жилищно-коммунального хозяйства западноевропейских стран. Однако его строительство начнется только сейчас, и связано это, в первую очередь, с переходом контрольного пакета НМТП в конце января этого года в руки «Транснефти». «Владельцы порта, помимо акций НМТП, были обладателями иных сходных активов и, наверное, не были заинтересованы в резком увеличении объемов перевалки – в конечном счете, в повышении конкурентоспособности порта. Был очевиден определенный конфликт интересов. Мы, например, столкнулись с тем, что на одном из причалов было всего три отгрузки в месяц. Такой ритм работы вряд ли можно считать приемлемым», - пояснил эту ситуацию Михаил Арустамов. В итоге сейчас «Транснефть» проводит реконструкцию нефтеналивных эстакад на нефтебазе «Шесхарис» и вместе с Gunvor, через который, по некоторым источникам, проходит более трети российского экспорта нефти и нефтепродуктов, начинает строить в Новороссийске новый мазутный терминал. Мазут, наравне с сырой нефтью, газом и дизельным топливом, является основным экспортным товаром российских нефтяных компаний. В 2005 году из России было экспортировано 45,8 млн тонн мазута, в 2009 году – почти 64 млн тонн (63% российского экспорта нефтепродуктов в этом году). Причина этого в том, что, во-первых, за это время заметно уменьшилось потребление этого нефтепродукта внутри России. Если в 60-70-е годы прошлого века, когда создавались большинство российских НПЗ, мазут считался основным топливом тепловых электростанций СССР, то сейчас его доля в топливном балансе ТЭЦ не превышает 3-4% (в основном, он используется как резервное топливо). Во-вторых, экспортные пошлины на нефтепродукты в нашей стране значительно ниже, чем на нефть - 70,7% от нефтяной пошлины на светлые и 38,1% - на тёмные нефтепродукты. Поэтому в 2010 году, по данным ИА INFOLine при общем росте первичной переработки нефти в России на 5,7% рост производства бензина составил всего 0,4%, дизельного топлива - 4,3 %, тогда как выпуск более выгодного для экспорта мазута увеличился сразу на 9,1%. Конечно, правительство пытается как-то воздействовать на эту ситуацию, следствие которой является недополученная бюджетом прибыль. Один из кардинальных шагов – утверждение в конце прошлого года новой формулы расчета пошлин на нефтепродукты, предполагающей постепенное повышение ставок для темных сортов и снижение - для светлых. Предполагается, что тем самым нефтяные компании будут вынуждены увеличивать глубину переработки нефти и снижать выпуск темных нефтепродуктов, увеличивая выход светлых. В принципе, все к этому и идет. Однако, деньги на модернизацию нужны большие – в структуре производства российских НПЗ доля мазута колеблется от 12,2% до 46% (на НПЗ США этот показатель составляет 4-6%). Поэтому «Транснефти» и Gunvor будет что переваливать через Новороссийский мазутный терминал. С анализом поставок базовых экспортных продуктов – минеральных удобрений и нефтепродуктов, - Вы можете познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Анализ транспортной инфраструктуры для поставок нефтепродуктов и минеральных удобрений». Источник: http://expert.ru/ |