Проект комплекса годовой мощностью перевалки 2 млн. т «Тоаз» анонсировал в 1999 г. и обещал ввести его в 2007 г. На сайте администрации Темрюкского района, где находится порт, указан 2009 г. В конце 1990-х «Тоазу», экспортировавшему большую часть продукции, Украина сократила квоту на прокачку аммиака по своему участку магистрального аммиакопровода Тольятти — Одесса. Чтобы не зависеть от квот, компания собиралась построить от станции Вышестеблиевская до пос. Волна 36-километровую железнодорожную ветку, по которой аммиак доставлялся бы цистернами до наливного терминала в порту Тамань. Тогда же, в 1999 г., «Тоаз» получил от администрации Краснодарского края разрешение на строительство ветки и землю под наземную инфраструктуру, cообщают. В 2004 г., когда компания уже заявила об увеличении мощности перевалки до 6 млн. т аммиака в год, работы были заморожены «из-за противодействия со стороны администрации Краснодарского края», говорит представитель «Тоаза» Игорь Башунов. Причины «противодействия» он не называет. Чиновник краевого минтранса рассказал, что у «Тоаза» нет разрешений на возведение метанолового и зернового терминала. Собеседник «Ведомостей» сомневается, что разрешения будут получены в этом году. Список нарушений — на два листа, утверждает он. По информации годовой давности на сайте администрации Темрюкского района, «строительство имеет статус самовольного». В апреле 2010 г. чиновники выдали «Тоазу» «пошаговые» рекомендации для получения новых разрешительных документов на строительство, говорится в сообщении районной администрации. Стоимость проекта на Тамани «Тоаз» 12 лет назад оценивал в $300 млн. Эти деньги освоены, а комплекс построен только на 70-80%, говорит Башунов. Спрогнозировать дальнейшие инвестиции он не смог. Продолжаются работы в морской акватории, поскольку это федеральная собственность, рассказал Башунов. Наземную же инфраструктуру и закупленное оборудование, по его словам, приходится поддерживать в жизнеспособном состоянии. Основную часть аммиака «Тоаз» экспортирует в Северную Америку, Европу и Азию. В 2010 г. компания произвела 2,137 млн. т аммиака, из них 1,32 млн. т было прокачано по трубопроводу по украинской квоте. В России компания реализовала 336 780 т. «Если бы таманский комплекс был введен в 2007 г. и заработал бы на полную мощность, то исходя из среднегодовых экспортных цен того периода компания могла бы уже выручить порядка $6 млрд.», — предположила аналитик «Инвесткафе» Анастасия Соснова. По ее словам, в 2008 г. цены на аммиак достигли максимума — почти $900 за 1 т (FOB Южный). Сейчас цена колеблется около $400 за 1 т, говорит Соснова. С анализом поставок базовых экспортных продуктов – минеральных удобрений и нефтепродуктов, - Вы можете познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Анализ транспортной инфраструктуры для поставок нефтепродуктов и минеральных удобрений». «Ведомости» |