Об общих задачах отечественных шинников и о своем опыте работы с государственными структурами рассказывает Игорь Караваев, заместитель генерального директора ‘‘СИБУР - Русские шины’‘ по стратегическому развитию и по совместительству председатель подкомитета по развитию шинной и резинотехнической отрасли Комитета по предпринимательству в автомобильной сфере Торгово-промышленной палаты РФ. - Игорь Александрович, 20 февраля 2007 года по инициативе ‘‘СИБУР - Русские шины’‘ в рамках Комитета ТПП РФ по предпринимательству в автомобильной сфере был образован подкомитет по развитию шинной и резинотехнической промышленности. Какие причины натолкнули вас на создание такого рода структуры? - Потребность в организации профильной структуры в составе органов государственной власти и общественных объединений, которая бы объединила российских шинников, назревала давно. В условиях высокой конкуренции в отрасли и прихода на рынок зарубежных игроков отечественным производителям требуется поддержка государства. Для этого необходима выработка единой позиции по ключевым вопросам развития шинной промышленности. Мы, как крупнейшие производители, одними из первых столкнулись с проблемами масштаба не одной отдельно взятой компании, но отрасли в целом. В результате мы поняли, что профессиональное объединение российских производителей шин и резинотехнических изделий необходимо. Была проведена внушительная работа по определению оптимального вида такого объединения. По итогам анализа мы приняли решение о создании Подкомитета в ТПП РФ, что обеспечивает возможность своевременного выдвижения законодательных инициатив и прямого обращения в органы исполнительной власти. К тому же Торгово-промышленная палата - это именно тот орган, через который представители бизнеса могут сотрудничать с государственными структурами. Первое организационное заседание подкомитета состоялось в апреле 2007 года в Торгово-промышленной палате. Тогда же были определены основные направления деятельности и утвержден план мероприятий на год. В ходе заседания в составе подкомитета были сформированы рабочие группы по взаимодействию с государственными структурами, по решению вопросов экологии и безопасности движения, по созданию технического регламента в шинной отрасли. - Кто входит в состав подкомитета? Только лишь российские шинники? - Прежде всего, хочу отметить, что к участию в подкомитете приглашены все организации, так или иначе заинтересованные в развитии отрасли. Потому как первоочередной задачей объединения шинников является отстаивание совместных интересов. Сейчас в подкомитете участвуют российские и зарубежные компании, локализовавшие свое производство в России. Помимо этого, в состав подкомитета входят ведущие ассоциации потребителей шинной продукции, представители федеральных и региональных органов исполнительной власти. Мы ожидаем, что по мере развития деятельности состав подкомитета будет расширяться за счет представителей новых отраслевых структур и других заинтересованных организаций. - Какие задачи ставит перед собой подкомитет? Говоря другими словами, почему шинная отрасль нуждается в государственной поддержке? - Шинная промышленность является одной из стратегических отраслей российской экономики, включающей в себя производство не только легковых, но и грузовых, сельскохозяйственных, индустриальных и авиационных шин, а также шин для военной техники. Ни одна экономика мира не может быть конкурентоспособной без наличия собственной высокотехнологичной шинной промышленности, иначе большая часть ее транспортной активности будет зависеть от импорта продукции, что недопустимо. При этом импорт шинной продукции в Россию продолжает увеличиваться: если в 2005 году он составил 32 процента от российского рынка шин, то в 2006 году - уже 37 процентов рынка в денежном выражении. Вся деятельность отрасли должна быть, на мой взгляд, направлена на ускоренную модернизацию оборудования и технологий в отрасли. Это должно привести к полному удовлетворению потребностей российской экономики в современной шинной продукции. Адекватное и своевременное государственное стимулирование развития шинной отрасли заметно усилит промышленный и экономический потенциал страны. Однако зачастую прямые дотации необязательны - вполне достаточно воздействовать опосредованными мерами. К примеру, иметь высокие пошлины на импорт стратегически важных видов шин, производство которых должно развиваться внутри страны, в то же время держать пошлины нулевыми на сырье и оборудование, не производимое в России. Так, например, наличие относительно высоких пошлин на ввоз легковых шин в итоге позитивно повлияло на ситуацию: с одной стороны, российские производители научились делать современные легковые шины, а с другой - ведущие иностранные компании локализовали свои производства в России, что стимулирует конкуренцию. В целом нужна программа по усилению протекционистской политики, предполагающая более активное применение мер налогового и таможенного регулирования для поддержки отечественных производителей. - Можете подробнее рассказать о направлениях деятельности в области взаимодействия с государственными структурами? - Могу выделить несколько общих направлений деятельности, в которых нужна как консолидированная позиция отрасли, так и государственная поддержка. Это прежде всего установление нулевых таможенных пошлин на импорт сырья, не производящегося в России; содействие введению упрощенной схемы возврата НДС при экспорте; борьба с серым импортом и ввозом изношенных, бывших в употреблении шин; повышение пошлин на импорт в Россию сельскохозяйственных и грузовых шин хотя бы до уровня пошлин на легковые шины. Для оптимального развития шинной и резинотехнической промышленности также необходимо разработать стратегию развития отрасли и соответствующие государственные программы по развитию экспорта и производства автокомпонентов, технические регламенты по шинной и резинотехнической промышленности. Отдельно хочу отметить деятельность по получению государственной поддержки инвестиционных проектов и совместных предприятий на региональном и федеральном уровне. Ведь это инвестиции не только в предприятие, но и в регион, в людей, в экономику страны в целом. Поэтому я считаю, что в интересах государства осуществлять целевую поддержку крупномасштабных инвестиционных проектов. Могу также отметить область деятельности, которая напрямую нуждается в получении государственной поддержки, - это производство авиашин. Производство таких шин не очень рентабельно, и у нас на Ярославском шинном заводе из-за критического износа оборудования идет речь о закрытии производства. Но тогда наша страна окажется без стратегически важных авиашин, что означает прямую зависимость от импорта и угрозу оборонной безопасности России. В такой ситуации я считаю, что срочное вмешательство государства просто необходимо, причем даже в виде прямых дотаций или инвестиций. На фоне последних событий - образования Объединенной авиастроительной корпорации - у нас появились определенные надежды на улучшение ситуации, мы пытаемся начать совместную работу. - Можете ли вы поделиться личным опытом по взаимодействию с государственными структурами? - В состав холдинга ‘‘СИБУР - Русские шины’‘ входит шесть предприятий, расположенных в пяти регионах России. Естественно, что мы активно сотрудничаем с администрациями регионов, в которых расположены наши производственные мощности и сбытовые филиалы. Должен сказать, что руководство регионов идет нам на встречу. И я благодарен тем губернаторам, которые способствуют конструктивному развитию наших взаимоотношений. Участие в национальных проектах по развитию транспорта и сельского хозяйства является для нас принципиальным. Ведь наши приоритеты - это, в первую очередь, успех страны в целом, достижение макроэкономической стабильности в государстве, что скажется и на благополучии отдельно взятого холдинга ‘‘СИБУР - Русские шины’‘. Сейчас мы занимаем место в двадцатке крупнейших шинных компаний мира. Наша стратегическая цель до 2010 года - войти в первую десятку. Досье: Караваев Игорь Александрович 1999 г. - окончил Мордовский государственный университет по специальности ‘‘Финансы и кредит’‘ 2000 г. - начальник информационно-аналитического бюро в компании ‘‘Сибирский Алюминий’‘ 2001 г. - вице-президент по развитию инвестиционной группы ‘‘Атон’‘ 2003 г. - директор Департамента стратегического развития группы ‘‘Трансмашхолдинг’‘ С 2006 г. работает в холдинге ‘‘Сибур - Русские шины’‘, курирует вопросы стратегического развития и маркетинга, качества и технологии, инвестиционные проекты, связи с общественностью, госорганами и инвесторами. Российская газета, Елена Федорова. 11 сентября 2007 http://sibrustyre.ru/ |