Инвесторами проекта выступят как российские, так и иностранные компании. Общий объем финансирования составит $2,4 млрд, срок окупаемости – 5 лет. По словам потенциальных собственников предприятия (ими являются бывшие совладельцы Серовского метзавода), новый игрок сможет стать весьма конкурентоспособным за счет низких транспортных расходов и современных технологий. Эксперты же указывают на серьезные риски, связанные с поставщиками сырья. Вполне может оказаться так, что деньги на строительство завода уже потрачены, а перерабатывать нечего. В Свердловской области стартовала реализация долгожданного проекта – ООО «Верхотурский нефтеперерабатывающий завод», учредителями которого являются четыре уральских компании (ООО «Регионефтепродукт», ООО «Премиум», АЗС «Центральная» и АЗС «Карпинская»), заявило о начале строительства в Верхотурье первого на Среднем Урале нефтеперерабатывающего завода. «В настоящее время уже проведены необходимые технические согласования, выполнена экологическая экспертиза размещения предприятия, завершается формирование рабочей документации. Начать работу по строительству площадки мы планируем уже этой зимой», – рассказал «НЭП» генеральный директор ООО «Верхотурский нефтеперерабатывающий завод», один из учредителей ООО «Регионнефтепродукт» Анатолий Мосеев. По его словам, согласно проекту мощности завода составят около 4 млн тонн в год в расчете на сырье (3 млн тонн нефти и 3 млрд метров кубических природного газа). Глубина переработки – 96-98%. Основной продукцией завода станет моторное топливо (бензин автомобильный АИ-95 – 300,0 тыс. тонн/год; АИ-92 – 894,1 тыс. тонн/год; АИ-98 – 61,6 тыс. тонн/год; дизельное топливо – 2098,5 тыс. тонн/год), кроме того, в продукции завода будет химическая группа (этилен, пропилен и др.). Получаемые нефтепродукты по качеству (фракционный состав, октановое число и т.п.) будут соответствовать российским и мировым стандартам. До 70 % продукции будет реализовываться на внутреннем рынке УрФО, остальное пойдет на экспорт (продукция стандарта Евро-4, Евро-5). Стоит отметить, что участниками ООО «Регионнефтепродукт», учредившего ООО «Верхотурский нефтеперерабатывающий завод», являются весьма известные на Среднем Урале люди. Кроме Анатолия Мосеева это – Алексей Борщенко (вместе с Мосеевым ранее являлся совладельцем Серовского метзавода, затем сотрудничал с УГМК) и бывший директор ОАО Верх-Исетский металлургический завод Михаил Подковыркин. Пока эта троица ведет работу с инжиниринговыми компаниями и проектировщиками за счет собственных и привлеченных средств. Но, поскольку общий объем финансирования строительства завода должен составить $2,4 млрд, скоро к ним присоединятся крупные российские (Славнефтегаз) и иностранные инвесторы. «Проектом заинтересовались чешские, немецкие и швейцарские инвесторы. Не исключено, что участники будут меняться. Но основной пул будет сформирован за ближайшие полгода. В него могут войти чешские ALTA, PSG, ZVU, плюс потенциальный портфельный инвестор, – говорит г- Мосеев. – Чешский вариант кажется нам более предпочтительным, поскольку у них хороший опыт работы на Урале и, в частности, через «ТрансКредитБанк», с которым мы сегодня заключили соглашение о сотрудничестве. Хотя, конечно, можно взять всех инвесторов с целью снижения рисков». В правительстве Свердловской области сегодня действительно было подписано соглашение о сотрудничестве между ОАО «ТрансКредитБанк» и ООО «Верхотурский нефтеперерабатывающий завод». Банк намерен выступить в качестве финансового консультанта и российского оператора или финансирующего банка при привлечении иностранных инвестиций для реализации проектов строительству завода, а также добыче и переработке углеводородного сырья. «Мы будем выступать как агент по сопровождению сделок, но в дальнейшем не исключаем и более глубокого «проникновения». Например, это может быть софинансирование или вхождение в капитал. В общем, подписанное сегодня соглашение – это только первые шаги», – заявил «НЭП» управляющий филиала ТрансКредитБанка в Екатеринбурге Юрий Сафонов. Между тем, за более масштабной помощью в российские банки и, в частности, в «ТрансКредитБанк» (54,3% банка принадлежит ОАО «РЖД») будущие владельцы завода обращаться пока не хотят. Как пояснил Анатолий Мосеев, кредиты на строительство будут браться в Чешском экспортном банке, предложившем весьма выгодные ставки, в австрийском «ЮниКредитБанке» или в HSBC. Полностью построить завод планируется за 3,5 – 4 года. Объект расположится в районе города Верхотурье, в 7 километрах от магистральных нефтепроводов ОАО «Сибнефтепровод», откуда будет поступать сырье. «Думаю, такое территориальное положение может быть выгодным. Во-первых, в Верхотурье сходятся нефтепроводы. И хотя там нет бензопровода, транспортные расходы все равно будут меньше, ведь сейчас мы возим продукцию из Омска, Башкирии и Перми, – говорит генеральный директор ИАА «Фининфо» Андрей Коробицын. – А если новый завод станет звеном в реализации проекта УП-УП, в частности при строительстве и обслуживании ж/д магистрали Полуночная-Обская-Салехард-Надым и автомобильной дороги Тюмень-Урай-Агириш-Салехард, то все оправдано и логистически и экономически». Генеральный директор ИФК «ЯВА-Управление Финансами» Константин Селянин, наоборот, не видит логики в строительстве завода в Верхотурье. По его словам, Свердловская область является одним из самых конкурентных регионов по нефтепереработке, поэтому если уж есть желание открыть новое предприятие, то делать это надо на юге страны, где большое потребление нефтепродуктов, или в Восточной Сибири. Г-н Селянин также называет проект весьма рискованным. «Существует проблема зависимости от позиции нефтяных компаний. У всех у них есть свои перерабатывающие заводы. И большой вопрос, куда им выгодней поставлять сырье – своему предприятию или чужому, – рассуждает аналитик. – Возможно, что верхотурский завод будет интересен Сургутнефтегазу, у которого слабая собственная переработка или малым компаниям. Но прежде чем вкладывать деньги в проект, с поставщиками сырья надо обязательно подписать жесткий договор, потребовать от них железных гарантий по сотрудничеству. А то получится так, что деньги потрачены, а перерабатывать нечего». Анатолий Мосеев не уточнил, заключило ли ООО «Верхотурский нефтеперерабатывающий завод» официальный договор с поставщиками сырья, но признался, что соответствующие договоренности имеются именно с Сургутнефтегазом (также в числе потенциальных партнеров – компания «Шелл» и Ассоциация средних и малых нефтедобывающих компаний). Более того, совместно с «Ассонефтью» и частными компаниями-владельцами лицензий на разработку месторождений нефти инициатором проекта ведутся переговоры о приобретении разрабатываемых месторождений в Тюменской области. «Далее в наши планы входит собственная добыча нефти в Тюмени и формирование собственной сети бензозаправок», – подчеркивает г-н Мосеев. Сроки окупаемости проекта – примерно 5 лет с момента запуска завода. Учитывая уровень текущих цен на нефтепродукты и побочные продукты, доход предприятия после выхода на плановые мощности составит порядка 81 млрд рублей в год. По словам инициаторов проекта, новый игрок сможет конкурировать за счет небольших транспортных расходов и современных технологий, снижающих себестоимость продукции. Между тем, аналитики ставят эти заявления под сомнение. «Если у государства не будет доли в данном нефтеперерабатывающем заводе, то мы в любом случае получим второй «Лукойл». Собственники захотят получать максимальную прибыль, а не регулировать цены на розничном рынке», – пояснил Андрей Коробицын. Справка: Строительство Верхотурского нефтеперерабатывающего завода разбито на три этапа. На первом этапе предполагается пуск установок ЭЛОУ-АВТ, гидроочистки и объектов общезаводского хозяйства. С мощностью переработки 3 млн тонн нефти в год концепция поэтапного строительства позволит сократить время строительства и объем инвестиций достаточных до пуска завода и получения продукции (дизельное топливо Евро-4 ~2 млн. тонн/год, прямогонные бензины около 850 тыс. тонн/год и прочая продукция). Уже на первом этапе будут решены очень важные для работы завода вопросы обеспечения сырьем, врезки в магистральные нефтепроводы, обеспечение энергоресурсами, транспортная логистика и т.д. С момента пуска первой очереди начнется реализация готовой и востребованной на рынке продукции. Объем финансирования ориентировочно $800 млн. Второй этап включает в себя строительство установок и ввод в эксплуатацию процессов вторичной переработки, направленных на глубину переработки и повышения качества выпускаемой продукции до Евро 4, Евро 5. Объем финансирования ориентировочно $800 млн. На третьем этапе происходит строительство и ввод в эксплуатацию установки СЖТ (синтез жидкого топлива на базе природного газа, процесс Фишера-Тропша) и установок пиролиза для получения продуктов нефтехимии (этилен, пропилен, бутилен, дивинил и т.д.). Общий объем переработки по сырью увеличится до 4,15 млн тонн (дополнительно предполагается перерабатывать 3 млрд м.куб. природного газа). Объем финансирования порядка $800 млн. C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка антидетонационных добавок можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок антидетонационных добавок в России». C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка бензина можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок автомобильных бензинов в России» C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка МТБЭ можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок МТБЭ в России». Анна Скалкина // © 2010, НЭП 08 |