Объемы производства метанола сейчас значительно ниже докризисного уровня, главным образом, из-за утраты российскими компаниями позиций на международных рынках. В то же время, в отрасли немало новых инвестиционных идей, много новых проектов. То, что после вынужденного тайм-аута индустрия снова ожила и ее участники активно строят планы на будущее, не может не радовать всех игроков отрасли. Об этом в приветственном слове сказал генеральный директор Creon Санджар Тургунов. Обзор российского рынка метанола, подготовленный совместно Creon и ИАЦ «Кортес» представил директор конференции Анастас Гатунок. За пять лет потребление метанола в России выросло незначительно, производство снизилось из-за сокращения экспорта в кризисные годы. Учитывая то, что около половины всего потребляемого в России метанола перерабатывается на самих заводах-производителях, свободный рынок этого продукта оказывается достаточно узким. Экспорт российского метанола в Европу не растет из-за усиливающейся конкуренции со стороны стран Ближнего Востока и осуществляется в основном через порты Финляндии, где есть необходимая для перевалки метанола инфраструктура. Около половины всего метанола в России перерабатывается в формальдегид и далее в содержащие формальдегид смолы (фенол-формальдегидные, меламин-формальдегидны, карбамид-формальдегидные). Синтез МТБЭ занимает более скромное место в структуре потребления (около 30%), однако это направление переработки развивается наиболее динамично из-за роста спроса на высокооктановые топлива. Российские цены на метанол фактически повторяют мировые и за прошедшие пять лет выросли незначительно, а учитывая общую инфляцию, даже сократились. При этом резких колебаний цен в последнее время рынок не наблюдал, ситуация стабильна. В 2000-е годы индустрия метанола привлекла немало инвестиций, это фактически единственный прямо не связанный с полимерным бизнесом нефтехимикат, в расширение выпуска которого вкладывались значительные средства. Инвестиционное развитие продолжается и сейчас. До конца 2011 года будет запущен новый агрегат метанола мощностью 450 тыс. т на «ЩекиноАзоте», «Акрон» доведет мощности до 175 тыс. т в ближайшие годы. В разных стадиях реализации находятся проекты комбината «Аммоний» в Менделеевске (230 тыс. т) и «Урал Метанол Групп» в Нижнем Тагиле (600 тыс. т). При этом даже существующие мощности загружены далеко не полностью и чтобы избежать перепроизводства метанола к 2015 году необходимо, по мнению г-на Гатунка, развивать глубокую переработку этого химиката внутри страны. Генеральный директор «Восточно-Сибирской газохимической компании» Александр Климентьев рассказал о проектах по созданию производств метанола в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Метанольные проекты опираются на ресурсы газовых месторождений региона, в первую очередь, Ковыктинского, Чаяндинского и ресурсов шельфа Сахалина. Основным потребителем продукции должен стать Китай, где синтез метанола из природного газа сейчас законодательно запрещен для экономии ресурсов последнего. Интерес проявляют также корейские и японские компании. В общей сложности собраны заявки на поставку 5 млн т метанола, в том числе 2 млн – в рамках подписанных контрактов. Ключевыми проблемами всех проектов является зависимость от одного потребителя, сложные климатические условия и неразвитая транспортная инфраструктура. Восточной газовой программой предполагается строительство ГПК в Якутии (два комплекса), Красноярском крае, Иркутской области и Приморье. Компания, которую представлял докладчик, предполагает использование японской технологии для выпуска 1,34 млн т метанола в Якутии, а также различных моторных топлив из газового сырья. Завод планируется разместить в 20 км от Якутска. Также «Газпром» совместно с японской Mitsui планирует создать в Находке газохимический комплекс на базе завода СПГ, где будут производиться, аммиак, метанол, гелий и другие продукты. При этом ключевым вопросом является цена на газ, поскольку тезис о «равнодоходных» ценах на газ для Дальнего Востока приводит к его стоимости в минус 60 долларов за тысячу кубометров, если сравнивать с США. Сейчас газ продается потребителям по 70 долларов. При этом не до конца проработаны технологии GTL, которые даже в Японии пока не покинули стадию опытного производства. Транспортный тариф на перевозку метанола из Якутска до Находки составляет 78 долларов, однако неясно, каким он будет в момент запуска производства. Проект строительства завода метанола на 450 тыс. т на базе Братского месторождения будет реализовываться совместно с «Итерой» начиная с 2012 года, тогда же начнется реализация якутских проектов. Запуск новых заводов состоится не ранее 2015 года. Ведущий научный сотрудник Института Систем энергетики им. Л.А.Леонтьева СО РАН Элина Тюрина рассказала о разработках в сфере совместного производства метанола и электроэнергии. Традиционные технологии производства метанола, по ее словам, не отличаются высоким КПД, исследуется возможность использовать синтез-газ и другие полупродукты для выработки электроэнергии, а из продуктов их сгорания извлекать инертный гелий. При этом затраты на выделение последнего составят 3 доллара на кубометр. Ориентировочная мощность таких комбинированных установок должна составлять около 1500 тыс. т метанола и 300 МВт электрической мощности. Расчетный объем инвестиций – 934 млн долларов. Сейчас разработки находятся в стадии проектирования и математического моделирования процессов. Участников конференции очень заинтересовал доклад г-жи Тюриной, однако большинство вопросов касались перспектив его практической реализации, в частности, обеспечения одновременной стабильной выработки как метанола, так и электроэнергии. Начальник департамента маркетинга и инвестиций «Саянскхимпласта» Андрей Золотарев познакомил аудиторию с планами компании по созданию Саянского газохимического комплекса. По его словам, приоритетом для компании является производство ПВХ, для которого необходим этилен и этан. Метанол может стать новым продуктом компании, который позволит решить проблему баланса природного газа. Ориентировочная мощность установки, которая может быть создана в рамках проекта, составит от 1 млн т, главным рынком сбыта будет Китай. В то же время г-н Золотарев отметил, что в Поднебесной активно развивается углехимия, и уже работают более двух десятков заводов по производству олефинов из угля, «угольный» метанол также достаточно дешевый. Конкурентоспособность российского продукта полностью зависит от цены природного газа, которая сейчас оценивается в 70 долларов за 1000 м3. Генеральный директор группы компаний «Метапроцесс» Кирилл Лятс рассказал о нетрадиционных производных метанола. Г-н Лятс рассказал об опыте компании в производстве метанола на малотоннажных установках, сейчас работают две такие установки мощностью 12 и 40 тыс. т у «НоваТЭКа», готовится к запуску еще одна. Метанол используется газовой компанией для собственных нужд. Сейчас «Метапроцесс» совместно с одним из крупных производителей метанола в России разрабатывает проект создания производства из газового сырья ряда нетрадиционных продуктов. Общая схема производства предполагает переработку жирного газа в смесь ароматических углеводородов (бензол, толуол, ксилол), которые далее могут перерабатывать в ПЭТФ и другие продукты. Технология отработана на лабораторном уровне, в опытно-промышленных масштабах реализуется в Нягани совместно с китайскими партнерами. Инвестиции в крупномасштабный проект составят 260-300 млн евро, расчетный срок окупаемости составляет всего четыре года. Технический менеджер департамента зарубежного и специального строительства «Стройтрансгаза» Валерий Плотников рассказал о состоянии газопереработки в России и перспективах создания газоперерабатывающих и нефтехимических мощностей в Иркутской области. По его словам, при сценарии полного развития газопереработки и газохимии в Иркутской области возможно создание комплекса производств с годовым объемом выручки 1,5-2 млрд долларов. Сырьем для них могут служить 5 млрд кубометров газа и 362 тыс. т газового конденсата месторождений региона. У «Стройтрансгаза» имеется опыт проектирования «под ключ» ГПЗ в Сирии мощностью 2,5 млрд м3, однако там за этим проектом стояло политическое решение и большие усилия государства, которых в России пока нет. Главный специалист «Востокнефтезаводмонтаж» Николай Бычков рассказал о строительстве нового производства метанола на площадке «ЩекиноАзот» мощностью 450 тыс. т в год. Установка, которая была построена совместно с японской Mitsubishi, будет запущена до конца года, на 20 октября запланировано ее торжественное открытие. Александра Карягина, региональный менеджер Haldor Topsoe, по технологии которой была построена установка в Щекино, рассказала о других проектах компании в России и в мире. Первую метанольную установку Haldor Topsoe построила в 1969 году в США, с 2003 компания занимается созданием крупнотоннажных агрегатов аммиака и метанола, сейчас занимает 30% глобального рынка метанольных установок. Г-жа Корягина напомнила собравшимся технологию производства метанола, в которой до 60% затрат связаны с получением синтез-газа. Компания предлагает установки как двухстадийного, так и одностадийного риформинга. Среди реализованных и реализуемых проектов компании заводы в Иране (3030 и 5000 т/сут), Норвегии (2400 т/сут), Нигерии (10000 т/сут), а также проект «Урал Метанол Групп» в России (1800 т/сут), где используется одностадийный риформинг. По оценке г-жи Карягиной, минимальная производительность современных агрегатов метанола должна составлять 1500-2000 т/сут, однако проектируются и строятся мега-агрегаты гораздо большей мощности. Для них вместо трубчатой печи реактора используется автотермический риформинг. Кроме того, интерес представляют технологии гибридного производства аммиака и метанола из синтез-газа, которые позволяют получать более востребованный на рынке в данный момент времени продукт и делают производство более гибким. Установка такого типа уже запущена в Малайзии. В России такой проект реализуется в Татарстане («Аммоний» в Менделеевске), где в гибридном режиме работы можно будет получать 1382 т/сут аммиака и 668 т/сут метанола. О мировом и российском рынке метанола, формальдегида и его производных рассказал независимый эксперт Валерий Шарыкин. Цены на метанол в мире почти повторяют динамику цен на нефть, поскольку цены на нефть повторяют цены на природный газ, сырье для выпуска метанола. При этом сейчас в сравнении с нефтью метанол достаточно дешевый. В 2011 году с перебоями работал целый ряд российских производителей метанола, главным образом из-за сложностей со сбытом продукции и поддержанием высокой загрузки крупных мощностей. Однако другим фактором ограничения производства метанола является необходимость поддержания приемлемых для производителей цен на внутреннем рынке. При этом в мире контрактные цены на метанол уже достаточно давно выше спотовых. Наиболее ярко это выражено в Европе, тогда как в Китае сохраняется дефицит метанола, а цены в южных и восточных регионах Поднебесной сильно различаются (300 и 350 долларов соответственно). Мировой спрос на метанол составляет 45,5 млн т, из которых более 15 перерабатываются в формальдегид. Остальные объемы идут на МТБЭ, уксусную кислоту, метилметакрилат, метиламины, кремнийорганические соединения. В Китае растет спрос на топливные производные метанола (ДМЭ и др.). Рост спроса поддерживается созданием новых крупных установок мощностью 1 млн т и более в Омане, Египте, Брунее, Венесуэле. Сланцевый газ «реанимировал» выпуск метанола в Канаде. Что же касается рынка формальдегида, то две трети спроса на этот продукт формируют производители смол, причем половину из этого объема занимают смолы на основе меламина. Из других продуктов переработки формальдегида докладчик отметил полиоксиметилен, изоцианаты и 1,4-бутандиол. С докладом о развитии российского рынка смол на основе формальдегида выступил заместитель генерального директора ВНИИДрев Виталий Стрелков. Производство ДСП, ДВП и других древесных плит в России пока не вышло на докризисный уровень, но ожидается, что это произойдет в 2011 году. При этом в отрасли наблюдается бум инвестиционной активности: 15 проектов уже реализуются, еще 20 заявлены к реализации. Это поможет исправить странную ситуацию, которая наблюдается в России не первый год: ДСП и ДВП плиты в страну импортируются, тогда как фанера является важным экспортным продуктом. В результате реализации заявленных проектов спрос на метанол со стороны производителей формальдегида и смол на его основе вырастет до 570 тыс. т к 2015 году и до 1000 тыс. к 2020 году. При этом географически структура спроса изменится: увеличиться доля регионов Сибири и Дальнего Востока, куда сейчас активно импортируются смолы из Китая. Заместитель генерального директора ВНИИНП Александр Данилов сделал обзор топливных направлений использования метанола. По его словам, метанол в чистом виде как топливо не используется главным образом в силу его токсичности, однако производные метанола находят широкое применение в качестве компонентов моторных топлив. ММА допустимо вводить в бензины в концентрации 1%, МТБЭ и другие эфирные присадки в объеме до 10%, а ДМЭ и другие синтетические топлива способны полностью заменить традиционные нефтепродукты. Спрос на МТБЭ в России составляет 700 тыс. т, для чего необходимо около четверти миллиона тонн метанола, однако еще 400 тыс. МТБЭ экспортируется. МТБЭ мог бы стать важным экспортным продуктом российской нефтехимии, однако его производство ограничивает дефицит изобутилена и угрозой ужесточения экологических стандартов в Европе и других регионах мира. Спрос на ММА стабилен, однако на российском рынке сильно присутствие китайских производителей этой присадки, слухи о токсичности которой, по мнению г-на Данилова, сильно преувеличены. Что же касается ДМЭ, то в России, в отличие, например, от Китая, нет государственной программы поддержки производства автомобильных двигателей, которые могли бы эффективно на нем работать, однако российские компании могли бы успешно экспортировать этот продукт. Как считает глава компании Creon Фарес Кильзие, метанол всегда останется востребованным продуктом на рынке. Более того, сейчас существует много технологий, открывающих для него новые рыночные ниши, и на Ближнем Востоке и в Китае все активнее развиваются соответствующие проекты глубокой переработки метанола. Но помимо углубления переработки метанола в России, о чем говорится на протяжении многих лет, все более важным становится создание новых мощностей в припортовых районах. Припортовые заводы позволяют не только упростить и удешевить транспорт метанола, но и делают предприятия более гибкими в выборе клиентов, открывают доступ в международный «метанольный клуб экспортеров». В России, к счастью, уже ушло в прошлое отношение к метанолу как к способу экспортной монетизации дешевого природного газа, он воспринимается как самостоятельный продукт, нуждающийся в продвижении и развитии. Припортовых метанольных заводов в стране пока нет, но интересных инвестиционных проектов весьма много и поэтому г-н Кильзие уверен, что Россия по-прежнему будет занимать 10-15% мирового рынка метанола. C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка метанола можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок метанола в России». www.rcc.ru |