Предприятия готовятся к переходу на производство моторных топлив класса Евро-5, увеличению глубины переработки нефти и выхода светлых нефтепродуктов. Несколько лет назад нефтеперерабатывающая отрасль России столкнулась с необходимостью полномасштабной модернизации имеющихся мощностей. В 2008 году Правительство РФ приняло Технический регламент «О требованиях к моторному топливу», который поставил перед нефтяными компаниями задачу за пять лет перейти от производства топлив, соответствующих классу Евро-2, к выпуску топлив класса Евро-5. Чтобы производить такие нефтепродукты, НПЗ должны быть оснащены рядом технологических процессов (изомеризации, алкилирования, каталитического крекинга, более глубокой гидроочистки), а значит, необходимо строить новые установки или реконструировать старые. Пристальное внимание госорганы уделяют и эффективности нефтепереработки. В проекте федерального закона «Об основах государственного регулирования деятельности по добыче, переработке и транспортировке нефти и нефтепродуктов» предполагается ввести законодательный минимум по глубине переработки нефти на уровне 89%. При этом в законопроекте предусмотрен переходный период: до 1 января 2015 года допускается глубина переработки нефти на уровне не менее 75%, до 1 января 2020 года – не менее 85%. Чтобы увеличить глубину переработки нефти и эффективность нефтеперерабатывающих предприятий, также необходимо строить соответствующие технологические установки и увеличивать мощность существующих. Программа модернизации ТНК-ВР управляет пятью нефтеперерабатывающими заводами на территории России и Украины. Два мини-НПЗ, Красноленинский и Нижневартовский, расположены в Ханты-Мансийском автономном округе, один – в украинском Лисичанске . Основные мощности Компании, производящие моторные топлива, расположены в Саратове и Рязани (Табл . 1) . Оба российских завода нуждаются в серьезной реконструкции и модернизации. Табл. 1 Показатели работы российских НПЗ ТНК-ВР в 2011 году* *По данным ГФО-3 на основе фактических показателей за 8 месяцев и прогноза на 4 месяца 2011 года Чтобы привести их в соответствие с современными требованиями, в БН «Переработка и Торговля» была создана программа («Мастер-план») по развитию РНПК и Саратовского НПЗ. В истории ТНК-ВР это первая программа реализации проектов такого масштаба в секторе нефтепереработки. Документ описывает оптимальный путь развития заводов Компании, ведущий к достижению целевых показателей эффективности и конкурентоспособности, которые были намечены утвержденной в 2010 году Стратегией БН «Переработка и Торговля». Программа была разработана путем анализа различных вариантов развития; документ состоит из согласованного набора крупных проектов, максимальная ценность которых достигается только в случае реализации их всех . Это обусловлено значительной синергией между проектами (данное условие относится, главным образом, к РНПК). Программа предусматривает реализацию в течение 2009-2016 годов семи крупных проектов, направленных на выполнение новых технических требований, и четырех крупных проектов в рамках повышения эффективности переработки нефти в соответствии со Стратегией БН «Переработка и Торговля» (Табл . 2).
Табл. 2 Проекты Управления крупных проектов в Стратегии развития БН «Переработка и Торговля» В частности, к проектам, утвержденным в программе, относятся реконструкция действующих установок гидроочистки дизельного топлива и строительство новых установок изомеризации на РНПК и Саратовском НПЗ. Один из самых крупных проектов – строительство на РНПК комплекса гидрокрекинга вакуумного газойля . По масштабу, сложности и объему капитальных затрат этот проект превосходит все остальные вместе взятые, а его успешная реализация является ключевым фактором успеха всей программы . Перечисленные проекты отличаются высокой степенью сложности и рисков, поскольку многие строящиеся установки необходимо интегрировать с существующими технологическими процессами на нефтеперерабатывающих заводах. Проекты такого типа часто сопряжены с превышением затрат, вызванным сложностью взаимосвязей действующих установок и их влиянием на другие объекты завода, которое зачастую обнаруживается лишь на поздних этапах проектного планирования. Общий объем предусмотренных программой инвестиций в 2010-2017 годах составит около $2,7 млрд, в 2009-2013 годах ежегодные капитальные затраты в области нефтепереработки увеличатся шестикратно. Управление крупных проектов Для реализации инвестиционной программы в БН «Переработка и Торговля» было создано Управление крупных проектов. Основная задача подразделения – реализация всех крупных проектов в соответствии с Процедурой работы по капитальным проектам (Capital Projects Procedure – CPP), принятой в ТНК-ВР. В Управление крупных проектов были привлечены специалисты, имеющие опыт выполнения крупных проектов на РНПК, управления закупками, проведения тендеров и работы с подрядчиками . В настоящее время управление проектами осуществляется пообъектно, у каждого проекта есть свой директор (единое ответственное лицо – ЕОЛ) из числа сотрудников Управления крупных проектов. Директор находится на площадке НПЗ с проектной командой, завод обеспечивает команду необходимыми ресурсами. В последнее время все уровни полномочий были пересмотрены – теперь Управление крупных проектов не только осуществляет надзор, но и несет ответственность за реализацию всех крупных проектов . Все директоры проектов напрямую подчиняются Вицепрезиденту по управлению крупными проектами. На этапе реализации Инвестпрограмма уже реализуется. В этом году в активной фазе находятся три проекта на Саратовском НПЗ и четыре проекта в РНПК . Все проекты в Саратове входят в программу повышения качества. В начале 2011 года получили финансирование, в частности, проекты строительства новой установки изомеризации мощностью 300 тыс. т в год и реконструкции установки гидроочистки дизельного топлива 24/6 с возможностью производства дизтоплива класса Евро-5 . Кроме того, предусмотрена реконструкция установки по производству серы с увеличением мощности по утилизации дополнительного сероводорода, который будет получаться на установке гидроочистки дизтоплива при более глубоком его обессеривании. Особенностью двух последних проектов по реконструкции является привязка их к осеннему остановочному ремонту завода в этом году. За короткий период остановки на ремонт необходимо было успеть провести огромный объем работ – сначала демонтаж старого оборудования, потом монтаж нового, при этом провести ремонтные работы на остающемся оборудовании и пуско-наладку на новом. Возведение новой установки изомеризации не связано с остановкой завода на ремонт, но строительство в «чистом поле» (на свободном планшете) новой установки тоже несет свои риски. Важно было начать работы весной, чтобы не упустить летний период для заливки фундамента. Со всеми этими задачами команда Управления крупных проектов успешно справилась. Проекты РНПК находятся на более ранней стадии реализации. По всем четырем проектам в настоящее время ведутся проектные работы. В рязанский портфель Управления крупных проектов входят два проекта повышения качества – строительство установки изомеризации производительностью 800 тыс. т в год и реконструкция установки гидроочистки дизтоплива 24/7 с возможностью производства топлива класса Евро-5. Кроме того, предусмотрены два проекта по повышению эффективности переработки нефти: строительство комплекса гидрокрекинга мощностью 2,2 млн т в год и установки производства вакуумного газойля ВТ-4 мощностью 4,0 млн т в год, которая позволит обеспечить сырьем две ключевые установки РНПК – установку каталитического крекинга и новую установку гидрокрекинга. Предполагается, что после запуска в работу этих мощностей в 2016 году выход светлых нефтепродуктов повысится на 6,35%. Саратов готов выпускать дизтопливо Евро-5 Первые результаты масштабной модернизации нефтеперерабатывающих мощностей Компании ожидаются в феврале 2012 года, когда после окончания реконструкции установки гидроочистки дизтоплива Саратовский НПЗ сможет выпускать дизельное топливо класса Евро-5. С пуском установки изомеризации в конце следующего года у завода появится возможность производить автомобильные бензины класса Евро-5 . На РНПК возможность производить в полном объеме дизтопливо класса не ниже Евро-4 появится в июне 2012 года после окончания первого этапа реконструкции установки гидроочистки дизтоплива, а в течение 2013-2016 годов будут построены все запланированные установки. C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка антидетонационных добавок можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок антидетонационных добавок в России». C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка бензина можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок автомобильных бензинов в России». C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка МТБЭ можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок МТБЭ в России». Александр Лаушкин, менеджер, Департамент технологий нефтепереработки, Управление переработки, БН «Переработка и Торговля» Источник: журнал о технологиях TNK-BP «Новатор» |