А впервые молодое предприятие громко заявило о себе летом 2009-го. После того как в Санкт-Петербурге прошли испытания танк-контейнеры для перевозки метанола, оно сертифицировало свою продукцию. И получило право на серийное производство. Сегодня более 200 емкостей на колесах уже перевозят грузы по Беларуси, в страны Балтии, Польшу. Последний раз на белорусско-российском заводе я был года полтора назад. Приехав сейчас, не узнал производство. На месте, где совсем недавно стояли остовы будущих промышленных помещений, вырос новый огромный цех. Пока здесь занимаются так называемой крупноузловой сборкой цистерн - бочки устанавливают на платформы. Но, по словам генерального директора предприятия Мирзы Чолояна, пройдет совсем немного времени, и в цеху появится самое современное технологическое оборудование. В частности, радиоуправляемые мостовые краны. Оператору не надо подниматься в кабину - механизмом можно управлять с земли. Производство большей части комплектующих и необходимых запасных частей будет организовано на месте: не придется закупать их за рубежом, тратя валюту. Правда, прежде чем приступить к серийному производству цистерн, нужно сертифицировать опытный образец. На это понадобится не один месяц. Таковы требования, связанные с безопасностью железнодорожных перевозок. Завод в Осиповичах становится градообразующим: здесь строится общежитие на 100 мест, в планах - два 107-квартирных жилых дома и коттеджный поселок Цех, где выпускают танк-контейнеры, уже сейчас оснащен по последнему слову техники. К примеру, аппаратурой для плазменной сварки. На предприятиях СНГ о такой только мечтают. Здесь тщательно следят за качеством продукции. Все сварные швы проверяются на рентгенографическом оборудовании: чтобы избежать брака и возможных рекламаций. Кстати, завод не просто купил документацию и начал выпуск танк-контейнеров и цистерн по чужим наработкам. Многое из того, что еще не запущено в серию, является ноу-хау. Работа над новинками идет сразу по нескольким направлениям. Генеральный конструктор Александр Ермоленко в Москве разрабатывает чертежи, а одновременно на заводе создаются опытные образцы. В планах предприятия в самое ближайшее время освоить несколько видов единиц подвижного состава. Среди новинок будут и особые танк-контейнеры - их конструкция позволит подогревать до необходимой температуры перевозимую жидкость, прежде чем ее сливать. Вагоностроители обычно сталкиваются с проблемой приобретения тележек, на которые устанавливаются вагоны. Конструкция эта достаточно дорогая и дефицитная. Чтобы не быть зависимыми от импорта, в Осиповичах создали принципиально новую тележку. Причем не традиционно литую, а нового поколения - сварную. И в перспективе на заводе будет налажен их выпуск. Как рассказывал мне генеральный директор, продукция предприятия в первую очередь будет ориентирована на белорусский рынок. В этом году, например, только БелЖД планируется продать 720 цистерн. Но и российские железнодорожники испытывают дефицит в подобного рода подвижном составе. Так что экспортные перспективы вполне определенные. После того как предприятие выйдет на проектную мощность, здесь станут выпускать 2500 грузовых вагонов и 2000 танк-контейнеров. Появится и еще одно производственное подразделение, где будут заниматься ремонтом и техническим обслуживанием вагонов. Хотя Осиповичский вагоностроительный завод пока лишь выходит на запланированные объемы производства, его уже называют градообразующим. Не только за счет отчисляемых в местный бюджет налогов. Но и потому, что белорусско-российское предприятие начинает прирастать социальной инфраструктурой. Строится общежитие на 100 мест. В планах два 107-квартирных жилых дома и коттеджный поселок. Специалистов собираются привлекать не только жильем, но и зарплатой. Она и сегодня вполне достойная. Павел Минченко, "Союз. Беларусь-Россия" №536 (4) |