АТО: Российские авиакомпании, хотя и гораздо меньше по размеру своих западных конкурентов, но развиваются они быстрее. Каким образом рост авиаперевозок отразился на поставщиках авиатоплива? В. Е.: Рост рынка пассажирских и грузовых перевозок в России, несомненно, повлиял на поставки авиационного керосина. Напомню, что в 2011 г. количество пассажиров российских компаний возросло более чем на 12% и составило 64 млн чел. Для сравнения: мировой пассажиропоток за тот же период увеличился на 6%. На 5,4% возрос объем грузоперевозок у российских компаний, это также выше мировых данных. Под влиянием этих показателей суммарный объем продаж авиационного топлива в России в прошлом году увеличился на 10%. Предполагается, что пассажиропоток по итогам этого года увеличится еще на 12–15%. Подобный рост уже сформировал определенный тренд на топливном рынке: крупнейшие российские нефтяные компании под воздействием растущего потребления направили основной объем авиационного керосина на внутренний рынок. На НПЗ "Газпром нефти" производство авиатоплива в 2011 г. увеличилось на 11%. В общей сложности мы реализовали "в крыло" свыше 1,5 млн т топлива — это на 50% больше, чем в 2010 г. В первой половине 2012 г. мы продали более 1 млн т топлива на внутреннем рынке. По итогам года планируем увеличить объем поставок топлива "в крыло" не менее чем на 20%. АТО: Затраты на керосин остаются одной из главных статей расходов перевозчиков, можете ли вы спрогнозировать изменение цены на авиатопливо в ближайшем будущем? В. Е.: На стоимость авиационного керосина влияет большое количество факторов, многие из которых не зависят от поставщиков нефтепродуктов. Например, тарифы на услуги заправки и хранения авиатоплива утверждает ФСТ, и мы придерживаемся этих требований. С другой стороны, сейчас в российских аэропортах развивается система альтернативных ТЗК. Это усиливает конкуренцию, поскольку появляется все больше аэропортов, в которых у авиаперевозчиков есть возможность выбирать поставщика, предлагающего оптимальное соотношение качества топлива, его цены и уровня сервиса. АТО: Высокая стоимость топлива в ряде российских аэропортов нередко связывается с отсутствием альтернативных ТЗК. Насколько активно "Газпромнефть-Аэро" будет развивать свою сеть топливозаправочных комплексов? Какова география уже запущенных ТЗК? В. Е.: Мы рассматриваем возможности строительства новых ТЗК в различных аэропортах не только на территории России, но и в республиках СНГ. Топливозаправочные комплексы "Газпромнефть-Аэро" сегодня созданы в Шереметьево, Ульяновске, Новосибирске, Кемерово, Пулково (СОВЭКС), Томске, Брянске. Однако строительство инфраструктуры для хранения топлива и заправки самолетов требует значительных инвестиций, поэтому каждый потенциальный проект тщательно прорабатывается. АТО: Как вы рассчитываете расширять географию поставок компании? В. Е. На конец 2011 г., помимо заправки воздушных судов во всех аэропортах московского авиаузла, мы предлагали услуги в Санкт-Петербурге, Мурманске, Брянске, Новосибирске, Томске и Ульяновске. В 2012 г. география присутствия "Газпромнефть-Аэро" в аэропортах России расширилась благодаря началу заправок в Казани, Новом Уренгое, Кемерово, Барнауле, Омске, Красноярске и Владивостоке. Вместе с регистрацией дочернего предприятия "Газпромнефть-Аэро Кемерово" планируем расширить свое присутствие в Сибири. Сейчас у нас в стадии разработки находится несколько инвестпроектов. В основном они относятся к традиционным регионам присутствия "Газпром нефти". Это вполне объяснимо, — поскольку производитель основного объема ресурса для нас Омский НПЗ. Поэтому мы будем расширять свою работу в соседних и близлежащих к Омску регионах. АТО: Кроме заправки самолетов в российских аэропортах ваша компания также выходит на зарубежный рынок. Насколько для вас важен этот сегмент? В. Е.: Объем продаж авиатоплива "Газпромнефть-Аэро" за рубежом в первой половине 2012 г. возрос более чем на 50% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил около 100 тыс. т. Начав в 2009 г. с заправок трех чартерных рейсов в Турции, Таиланде и Египте, мы смогли к августу 2012 г. расширить международную географию поставок топлива до 80 аэропортов в 39 странах мира — от Бангкока до Рио-де-Жанейро. Стратегия компании предусматривает заключение прямых договоров с местными топливозаправочными компаниями, что позволяет гарантировать российским партнерам своевременность заправок и оптимальные цены на авиатопливо. Так, в 2012 г. были заключены долгосрочные соглашения с португальской энергетической компанией GalpEnergia, итальянской нефтегазовой компанией ENI и греческим поставщиком топлива ЕКО. В рамках этих контрактов началась заправка регулярных рейсов авиакомпании "Трансаэро" в Лиссабоне и Фаро (Португалия), на острове Мадейра (Португалия) и в аэропорту Пальма-де-Майорки (Испания). В Греции мы начали заправки в Араксосе, Родосе и Ираклионе, в Италии — в Римини, Вероне и Венеции. Напомню, что еще в прошлом году "Газпромнефть-Аэро" подписала соглашение с компанией AirTotalInternational (ATI), в соответствии с которым ATI открыла нам доступ к своей сети аэропортов присутствия, в том числе под заправки регулярных, разовых и чартерных рейсов вне расписания. В 2012 г. благодаря сотрудничеству с французской Total мы начали заправки во Франции, Латвии, Чехии и Эфиопии. А в конце июля нынешнего года стали заправлять первые регулярные рейсы в Россию французской авиакомпании Aigle Azur — из Парижа (Орли) в Москву (Внуково). Этому событию предшествовали визит инспекторов Total на топливозаправочный комплекс аэропорта и тщательная проверка авиатоплива производства "Газпром нефти". Сегодня международный бизнес "Газпромнефть-Аэро" включает в себя не только расширение розничной сети продаж авиатоплива за рубежом для российских клиентов, но и привлечение к сотрудничеству иностранных авиаперевозчиков — прежде всего в аэропортах России. 1 августа 2012 г. мы заключили долгосрочное соглашение с авиакомпанией Emirates на заправку всех регулярных рейсов перевозчика в московском аэропорту Домодедово. Уже сейчас наша компания поставляет авиатопливо для двух ежедневных рейсов по маршруту Москва—Дубай, которые выполняются на самолетах Boeing 777-300ER. В декабре 2012 г. запланировано начало заправок самого большого в мире пассажирского самолета Airbus А380 компании Emirates на его регулярных рейсах в Россию. Кроме Emirates "Газпромнефть-Аэро" сегодня заправляет еще девять иностранных авиакомпаний и рассчитывает привлечь новых авиаперевозчиков, в первую очередь в аэропорту Шереметьево и в новосибирском аэропорту Толмачево. C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка керосина можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок керосина в России». Мария Иванова http://www.ato.ru |