Сезон летней речной навигации, который обычно продолжается с мая по ноябрь, позволяет доставлять в Петербург нефтепродукты с НПЗ Приволжья по Волго-Балтийскому водному пути, что обходится дешевле железнодорожных перевозок. Далее экспортные партии нефтепродуктов - как правило, мазута и вакуумного газойля (ВГО) - переваливаются на морские танкеры через плавучие накопители или береговой Петербургский нефтяной терминал (ПНТ).
Прирост речного транзита в 2012 году придётся в основном на ПНТ, считают источники, тогда как рейдовая перевалка останется стабильной.
ПНТ ожидает, что перевалка мазута с речных танкеров составит около 1 миллиона тонн в 2012 году против 650.000 тонн в сезон навигации 2011 года.
"Ждем больше, чем в было в 2011 году - может быть, до (одного) миллиона", - сказал другой источник.
ПНТ - крупнейший в порту наливной комплекс - потерял в 2011 году часть грузопотока из-за закрытия нефтепродуктопровода, соединяющего порт с НПЗ Киришинефтеоргсинтез (Кинеф) Сургутнефтегаза.
По данным источников, трейдер Gunvor в 2012 году установит на рейде Санкт-Петербурга три танкера-накопителя - столько же, сколько и в прошлом году - для экспорта мазута и ВГО, получаемых по Волго-Балту.
"Работаем так же, как в прошлом году - столько же накопителей, те же объёмы, что и в прошлую навигацию", - сказал источник в порту.
Рейдовый транзит в 2011 году значительно превысил объём перевалки 2010 года: три танкера-накопителя перевыполнили план, намеченный на период речной навигации (3,5 миллиона тонн), отгрузив 4,07 миллиона тонн продуктов, в том числе 1,5 миллиона тонн вакуумного газойля (ВГО) и 2,57 миллиона тонн мазута в мае-ноябре 2011 года. В 2010 году экспорт через рейд составил 3,67 миллиона тонн мазута и ВГО.
После запуска принадлежащего Gunvor нефтепродуктового терминала в порту Усть-Луга в январе 2011 года у участников рынка были сомнения в том, что трейдер сохранит объём экспорта через свои рейдовые комплексы.
Перевозки нефтепродуктов по внутренним водным путям РФ кроме сезонного характера также зависят от состояния Волго-Балтийского водного пути, требующего модернизации гидротехнических сооружений, о бремени финансирования которой уже много лет не могут договориться государство и частные компании. С анализом поставок базовых экспортных продуктов – минеральных удобрений и нефтепродуктов, - Вы можете познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Анализ транспортной инфраструктуры для поставок нефтепродуктов и минеральных удобрений».
www.newchemistry.ru |