МЕТАНОЛ В КИТАЕ: кто восполнит дефицит?


Китай переживает период беспрецедентного повышения спроса на метанол и роста производственных мощностей. Это оказывает влияние на развитие мирового рынка.


   

Метанол - один из базовых продуктов химической промышленности, который применяется в самых различных сегментах индустрии. Поэтому в Китае, экономика которого бурно развивается, спрос на метанол в последнее время резко вырос. Страна пытается восполнить дефицит с помощью ввода новых производственных мощностей, но тем не менее импорт продолжает играть главенствующую роль.

Потребление

Сегодня Китай – второй по величине потребитель метанола в мире. Вероятно, что в ближайшие два года он обгонит США и займет первое место. В последнее время потребление метанола здесь увеличивалось неслыханными для всего остального мира темпами. Так, в 2001-2005 гг. спрос вырос более чем на 80% (табл. 1). По итогам 2006 г. увеличение предположительно составит 16%, потребление достигнет уровня 8,0 млн. т/год (примерно 20% производимого в мире метанола). Такое положение дел обусловлено масштабным ростом строительства, производства и транспорта.

ГодПроизводствоПотреблениеИмпортЭкспорт

2001

2 065

3 756

1 521

10

2002

2 110

3 908

1 800

0

2003

2 989

4 340

1 402

51

2004

4 406

5 732

1 359

33

2005

5 356

6 662

1 360

55

Источник: CCR

Таблица 1. Рынок метанола в Китае, тыс.  т/год. 

Формальдегид

Основной областью применения метанола остается производство формальдегида. Ожидается, что по итогам 2006 г. объемы его производства в Китае достигнут 1,9 млн. т, что соответствует 2,2 млн. т метанола.

Формальдегид используется, прежде всего, для выпуска синтетических смол (карбамидных, фенолоформальдегидных и меламиноформальдегидных), а также полиацеталя (полиформальдегида) – на это уходит более 70% от общего количества потребляемого формальдегида. Остальное применяется в основном для производства «промежуточных» химикатов, таких, как бутандиол, многоатомные спирты (например, пентаэритритол), а также дифенилметандиизоцианат.

Смолы потребляются при изготовлении самых разнообразных продуктов, но в основном они входят в состав продуктов деревопереработки, например, древесноволокнистых плит средней плотности (МДФ). Причем именно этот сегмент потребления смол является в Китае самым массовым. Еще одна сфера их применения – это инженерные пластики, которые служат наряду с другими видами пластмасс в автомобильной промышленности.

Темпы роста большинства из этих подотраслей промышленности традиционно определяются ростом ВВП. А они впечатляют: ежегодно рост ВВП в Китае составляет 8-9% по сравнению с предыдущим годом. Надо заметить, строительство и производство в Поднебесной растут даже быстрее ВВП, что подчеркивает тенденцию увеличения спроса на формальдегид.

 

Уксусная кислота

Производство уксусной кислоты также растет стремительными темпами. К 2006 г. оно достигло 1,5 млн. т/год, для чего требуется около 800 тыс. т метанола. Значительная часть уксусной кислоты применяется для выпуска мономера винилацетата (ВАМ), на основе которого получают поливинилацетат (ПВА), входящий в состав водоэмульсионных красок, клеев и пр.

Кроме того, уксусная кислота потребляется в производстве очищенной терефталевой кислоты (ТФК), служащей сырьем для выпуска полиэтилентерефталата. В секторах ВАМ и ТФК отмечаются очень высокие темпы роста для Азиатского региона – 12-19% ежегодно по сравнению с предыдущим годом.

Все больше в производстве уксусной кислоты используется процесс карбонилирования метанола (на всех крупных современных заводах, кроме того, на него переходят с устаревшего ацетальдегидного способа). Это, в свою очередь, сказывается на росте спроса на метанол в Китае.

 

ДМЭ

Диметиловый эфир (ДМЭ) до недавнего времени не являлся крупнотоннажным химическим продуктом, он использовался в основном в качестве пропеллента для аэрозолей. Однако, с появлением более эффективных и дешевых технологий его производства, а также новых, «экологических», сфер применения, интерес к нему заметно возрос. И это особенно заметно в Китае, который сегодня является главным мировым продуцентом ДМЭ и продолжает вводить новые крупные мощности. Отчасти это объясняется относительной простотой технологии его получения. Китай, занимает лидирующую позицию в производстве метанола, а выпуск ДМЭ требует создания дополнительно лишь одной стадии, что увеличивает капитальные затраты всего на 20%.

В то же время рынок для реализации ДМЭ, который включает три основных сегмента (энергетика, транспорт и как альтернатива для потребителей сжиженных нефтяных газов), достаточно велик.

В частности, ДМЭ хорошо сгорает в газовой турбине и, таким образом, может применяться в качестве топлива для электростанций. Также он может использоваться в дизельных двигателях, причем уровень выбросов в этом случае по сравнению относительно с дизельным топливом существенно сокращается. Наконец, диметиловый эфир способен заменить сжиженные нефтяные газы (СНГ) – использоваться потребителями в комбинации с ними, либо в чистом виде. Но особенно важно для Китая то, что ДМЭ – экологически безопасное топливо для транспорта – позволяет сократить загрязнение окружающей среды и использовать национальные ресурсы углеводородов для нужд нефтехимической промышленности.

Сегодня в Китае примерно 33 млн. автомобилей, но уже к 2020 г. их количество может превысить 130 млн. Согласно расчетам, это приведет к росту потребления нефти до 250 млн. т/год, что вдвое превышает нынешние объемы. В настоящее время Китай уже импортирует более 40% необходимой нефти, а увеличить собственную добычу не имеет возможности. Таким образом, к 2020 г. страна может столкнуться с необходимостью импортировать 80% потребляемой нефти.

Правительство Китая к 2020 г. планирует вдвое сократить объем потребляемого бензина на каждый автомобиль. Из указанного 50%-ного снижения 30% планируется обеспечить за счет энергосберегающих мероприятий, а остальные 20% - перехода на альтернативные топлива. Их объем должен составить около 50 млн. т/год, значительная часть которого отводится ДМЭ или метанолу из угля.

Поднебесная является третьим по величине в мире потребителем и вторым импортером СНГ. Снизить зависимость от их импортных поставок предполагается опять-таки за счет производства ДМЭ, получаемого на основе угля.

Китай уже располагает двумя крупнейшими в мире заводами по производству ДМЭ в Шандонге и Лучжоу, общий объем эксплуатируемых мощностей составляет более 200 тыс. т/год (табл. 2). Сегодня строятся новые производства, и к концу нынешнего тысячелетия общий объем выпуска ДМЭ может достигнуть 1500 тыс. т/год, для чего потребуется 4500 тыс. т метанола.

Площадка

Размеры

Процесс

Сырье

Ввод в эксплуатацию

Lutianhua

10 тыс. т/год

Toyo

Природный газ

2003

Shangdong

100 тыс. т/год

MGC

Уголь

2004

Lutianhua

110 тыс. т/год

Toyo

Природный газ

2006

Shangdong

1000 тыс. т/год

неизв.

Уголь

2010

 Таблица 2. Мощности по производству ДМЭ в Китае.

МТБЭ

Производство и применение МТБЭ (метил-трет-бутиловый эфир) также продолжает расти. МТБЭ в основном используется в качестве топливной добавки, как кислородсодержащее вещество, обеспечивающее более полное сгорание топлива. В Азии и особенно в Китае в последнее время наблюдается резкий рост автопарка, который отражается на экологии. Действительно, большая часть из первой десятки самых загрязненных городов мира находится в Китае, а в Шанхае стал обычным явлением смог, возникающий из-за автомобильных выхлопов. Но Китай не является ярым сторонником применения МТБЭ в качестве топливной добавки, а ратует скорее за непосредственное использование метанола в топливной сфере.

 

«Топливный» метанол

Метанол как компонент топлив в Китае имеет большие перспективы, нежели МТБЭ. Промышленность страны ориентируется на стандарт «М85», подобный разработанной в Калифорнии в 1990-х гг. смеси, где 85% метанола, а остальное – обычный бензин.

Китайский бензиновый рынок в 2004 г. оценивался примерно в 45 млн. т, а в 2003 г. – в 40 млн. т. При этом парк личных автомобилей за последние 10 лет увеличился в 6 раз. В результате импорт нефти достиг рекордных показателей: в 2005 г. он составил около 120 млн. т. Учитывая перспективы роста экономики, легко понять стремление Китая компенсировать дефицит нефти за счет использования внутренних запасов угля. Топливно-энергетическая безопасность стала одной из основных причин бурного развития внутреннего производства метанола/ДМЭ на основе угля, возможно, она также послужит толчком для использования метанола в качестве компонента автомобильных топлив. Нефтехимическая компания The China Luohe Petrochemical Company уже выпускает смесь «М50», которая, по данным компании, продается в объеме нескольких сотен тысяч т/год; в 2003 г. она запустила также производство смеси «М85». Даже сравнительно небольшое, 10%-ное, увеличение выпуска таких смесей (для чего используется и некоторое количество метанола, импортированного из газодобывающих регионов) приведет к увеличению потребности в метаноле на несколько млн. т.

 Метанол – в олефины

Стремясь хотя бы частично сократить зависимость от импорта нефти и продуктов ее переработки, китайские промышленники задумываются о производстве олефинов на базе процесса Фишера-Тропша, либо через промежуточный этап получения метанола.

Компания Shenhua в Баотоу (Внутренняя Монголия) в настоящее время разрабатывает производство олефинов из метанола на основе угля, мощностью 1,8 млн. т/год – по метанолу и 600 тыс. т/год – по полиэтилену и полипропилену, а также рассматривает возможность реализации подобного проекта в Юлине (провинция Шаньси).

В провинции Хейлонгджанг Daqing Petrochemical (филиал компании PetroChina) проводит технические исследования на возможность строительства промышленного комплекса по производству 1,65 млн. т/год метанола из природного газа и 600 тыс. т/год полиэтилена и полипропилена.

  

Производство: ставка на уголь

В большинстве развитых стран производство метанола пошло на спад, так как из-за повышения цен на природный газ стало неконкурентоспособным. Япония, Корея, США и европейские страны, которые остаются основными потребителями метанола, закрыли большинство своих мощностей и предпочитают его импортировать из Канады, Латинской Америки, России, стран Среднего Востока и Африки. Несмотря на такую ситуацию, Китай остается «исключением из правила», что объясняется правительственной политикой, а также ориентацией индустрии на угольное сырье, а не на газ.

Производство метанола в Поднебесной растет очень быстро, пытаясь угнаться за растущим внутренним спросом. Согласно оценкам, суммарная мощность на конец 2005 г. составляла 7,0 млн. т/год. Однако, производства по-прежнему остаются «разрозненными», велико число мелких мощностей (до 100 тыс. т/год). Некоторые из них морально и физически устарели, работают на сравнительно дорогом антрацитовом угле, содержащем непригодную для переработки пульпу. Ее приходится гранулировать и продавать в качестве топлива на местных рынках, что усложняет производственный процесс. Газификация угля также увеличивают издержки (в придачу к затратам на риформинг и синтеза метанола).

Некоторые источники оценивают суммарную мощность по метанолу в Китае уже в 17 млн. т/год, хотя реально производится около 5,0 млн. т/год. Как видно из табл. 1, в 2002-2005 гг. выпуск метанола вырос более чем в два раза. При этом значительное количество заводов работает с 1960-70-х гг. и использует устаревшую технологию атмосферной газификации угля, освоенную с помощью СССР еще в 1950-х гг.

Уголь – это сырьевой источник, который выбрала китайская индустрия метанола: на его основе работают более чем 50% мощностей. Хотя до начала нынешнего десятилетия природный газ также имел существенную долю – около 30%, но начал терять свои «позиции» несколько лет назад, с введением в эксплуатацию новых крупных производств, базирующихся на угле.

 

Сокращая импорт

До последнего времени, как видно из табл. 1, спрос на метанол в Китае превышал предложение. Однако, с вводом новых мощностей этот разрыв постепенно сокращается, что сказывается на объемах импорта. Если в 2002 г. был его пик, то в 2004-2005 гг. ежегодно ввозилось примерно 1,36 млн. т. В 2004 г. Китай ввозил метанол в основном из Саудовской Аравии (278 тыс. т, филиалы Sabic), Ирана (245 тыс. т) и других стран Средней Азии (Бахрейн, Ливия и Катар, всего – 135 тыс. т). Индонезия и Малайзия поставили еще 177 тыс. т, а различные заводы Methanex – 466 тыс. т.

Китайское производство зависит от конъюнктуры мирового рынка и носит в какой-то степени «компенсирующий» характер. На ближайшие несколько лет запланирован ввод в эксплуатацию большого количества новых мощностей. Но на данный момент неясно, какая часть из них заменит устаревшие производства.

 

Перспективы: в борьбе за сырьевую независимость

Принимая во внимание тот факт, что Китай остается рынком, испытывающим дефицит метанола, компаниями были предприняты объединенные усилия догнать растущий спрос, сохранив некоторую сырьевую независимость страны, за счет строительства новых заводов. Однако, за последние два года количество проектов так возросло, их список настолько велик, что нет ясности, которые из них будет реализованы. В ближайшие время в Китае могут быть введены метанольные заводы суммарной мощностью около 13 млн. т/год. Как и в случае с уже существующих производствами, на большинстве из них планируется использовать в качестве сырья уголь. Хотя рассматривается также несколько проектов, где будет задействован газ (в тех немногочисленных регионах, где есть его достаточные запасы). Так, например, Китайская национальная оффшорная нефтяная корпорация (CNOOC) получила одобрение правительства начать строительство запланированного второго комплекса по производству метанола из газа мощностью 600 тыс. т/год в Донгфенге на острове Хайнань. Он будет точной копией первого метанольного завода этой компании, уже построенного на данной площадке и начавшего коммерческое производство в 2006 г. Второй комплекс планируется сдать в конце 2008 г.

Даже, учитывая взрывной характер роста спроса на метанол в Китае, представляется маловероятным, что при существующем уровне спроса для всех запланированных мощностей «хватит места на рынке». Поэтому реализация новых проектов во многом зависит от развития вторичной переработки метанола, например, в олефины, диметиловый эфир, а также его использования в качестве компонента автомобильного топлива.

Компания

Мощность, тыс. т/год

Сырье

Hebei Qianan Chem Co/Inner Mongolia Zhalute Xingta Mine Co

800

уголь

Hong Kong Zhongyi Co

2 000

Inner Mongolia Ximeng Group Co/Shendong Tianlong Group

1 200

Yongcheng Coal & Electricity Group Co

500

уголь

Xinjiang Petroleum Bureau

200

Qinghai Zhonghao Natural Gas Chemical Co

600

природный газ

Shanxi Coking Co

300

уголь

Yankuang Group

500

Inner Mongolia Boyuan United Chem Co

1 000 

Jiutai Energy (Inner Mongolia) Co

1 500

Shandong Yanzhou Coal Mining Co

600

уголь

Qinghai Oilfield Germu Refinery

300

Hainan Longdu Industrial Development Co

600

природный газ

Shanghai Coking & Chemical Co

450

уголь

Yunnan Petroleum & Chemical Industry Group Co

300

Huating Zhongxu Coal Chemical Co Ltd

600

Inner Mongolia Xiyang Coal Chemical Co

400

уголь

Erdos Rongcheng Energy Chemical Co

1 000

Lanzhou Blue Star Chemical Co

200

Kingboard Lubao Chemical Co

300

Итого

13 350

Источник: CCR

 Таблица 3. Новые проекты метанольных производств в Китае (строящиеся, проектируемые, рассматриваемые).  

По материалам журнала "Nitrogen+Syngas"