КАУЧУКИ ДЛЯ ШИННОЙ ОТРАСЛИ |
Основное потребление каучуков массового ассортимента идет на нужды шинной промышленности. Поэтому новый ассортимент каучуков должен обеспечивать улучшение выходных характеристик шин. |
Структура выпуска шин в России за последние годы претерпела значительные изменения и приблизилась к мировой. При этом существенно возросла доля легковых шин в общем объеме производства и составила в 2006 году 63,0%. Для примера, в Западной Европе и США этот показатель составляет от 72 до 90%. Производство шин в России сосредоточено, в основном, в руках трех холдингов: ОАО «АК Сибур», ОАО «Татнефть» и ХК «Амтел-Фредештайн». По итогам 2006 года на их долю приходится 95% всего производства шин. На сегодняшний день динамика выпуска шин по группам в России выглядит следующим образом. Видно, что в 2006 году производство шин в России упало по сравнению с 2005 годом на 7,6% и составило 36,8 млн. шт. Однако это временный спад связан со структурными преобразованиями. К 2010 году прогнозируется увеличение объемов производства легковых шин на 23,4%, грузовых – на 41,2% и сельскохозяйственных – на 22,2%. При этом в 2006 году наблюдается существенный рост объемов производства шин западными производителями, имеющими заводы в России: более чем в 6 раз на заводе ф. «Нокиа» и на 43% на заводе ф. «Мишлен». И по заявлению компаний к 2010 – 2011 г.г. российский завод «Нокиа» будет производить 10 млн. шин а «Мишлен» - 7 млн. шин. Сверх этого 20% объема рынка шин в России составил в 2006 году импорт. Причем спрос на шины смещается в «премиум – сектор», на который и делают ставку западные производители. Изменение структуры выпуска шин повлекло за собой и изменения требований, как к их выходным характеристикам, так и процессам их производства. Наиболее приоритетными для потребителей шин стали тягово-сцепные свойства на разных дорожных покрытиях (асфальт, мокрый асфальт, снег, лед), потери на качение, силовая и геометрическая неоднородность шин. Исходя из приоритетных требований к выходным характеристикам шин, изменились требования к резинам и материалам, а также к технологическим процессам по всем переделам производства шин. Наиболее актуальными становятся: • однородность резиновых смесей; • материалоемкость; • экологичность на стадии производства и эксплуатации шин;Как известно, около 50% из всех материалов, идущих на изготовление шин, составляют каучуки. От каучуков же, в большей степени, зависят и выходные характеристики резин и шин. Если проследить объемы выпуска каучуков в России за последние годы, то видно, что наблюдается устойчивый рост выработки каучуков. Наиболее высокие темпы роста обеспечивают ОАО «Нижнекамскнефтехим» ЗАО «Каучук» г. Стерлитамак, ООО «Тольяттикаучук», ОАО «Воронежсинтезкаучук». При этом структура российского рынка синтетических каучуков в 2006 году выглядит следующим образом. По полиизопрену 40,5% приходится на ОАО «Нижнекамскнефтехим», 29,5% - на ООО «Тольяттикаучук», 30% - на ЗАО «Каучук» г. Стерлитамак. По полибутадиену 31,5% приходится на ОАО «Нижнекамскнефтехим», 45,5% - на ОАО «Воронежсинтезкаучук» и 23% - на ОАО «Ефремовский завод СК».
Как видно, весь огромный ассортимент грузовых, легковых и сельхоз шин изготавливается из резин на основе всего трех типов полимеров: эмульсионных бутадиен-стирольных, стереорегулярных цис-полиизопреновых и цис-полибута-диеновых каучуков, получаемых на титановых катализаторах.
Однако рекомендовать неодимовые полибутадиены в резины боковин можно только после проведения натурных испытаний шин в районах Крайнего Севера, что связано с очень низким коэффициентом морозостойкости резин на его основе. В частности в типовой боковине на основе СКД-2 коэффициент морозостойкости равен 0,38, а на основе СКД-НД – 0,13, т.е. в 3 раза меньше. Неодимовые полиизопрены СКИ-5 превосходят СКИ-3 по упруго-прочностным показателям и динамической выносливости. Второе важное направление – растворные маслонаполненные бутадиен-стирольные каучуки с высоким содержанием винильных звеньев, применение которых, обеспечивает наилучший комплекс выходных характеристик протекторных резин. Разработка резин на его основе велась по двум направлениям: Резина, наполненная техническим углеродом, имеет существенно более высокое сцепление с мокрой поверхностью. Проведены лабораторно-дорожные испытания легковых шин в зимнем и летнем циклах. Вчера, на пленарном докладе, я демонстрировал эти результаты. Из них следует, что как на зимней, так и на мокрой дороге значительно (на 9 – 12%) сокращены тормозные пути автомобиля с опытными шинами на основе ДССК, содержащими в протекторе как техуглерод, так и кремнекислоту. На данном рисунке видно, что введение 1-2% м.ч. МЭГ позволяет улучшить практически все выходные характеристики резин.
С учетом этих позиций, сделаем прогноз потребления синтетических каучуков шинной промышленностью России.
Как видно, по нашим представлениям необходимо создавать мощности по неодимовым полиизопренам и сополимерам изопрена с дивинилом. Чтобы расширить позиции применения СКДИ, содержание дивинила в сополимере должно варьироваться. По материалам доклада А.М. Пичугина (ООО «НТЦ «НИИШП») «Перспективные направления развития ассортимента синтетических каучуков для шинной промышленности», 2007
|