NANOSOLAR: новый масштаб солнечной энергетики


Nanosolar – инновационная компания в области солнечной энергетики, которая в 2002 году стала ведущей компанией по производству солнечного электричества. Каковы перспективы этого направления?


 

Nanosolar, Сан-Хосе, Калифорния, США

Мартин Рошайзен является исполнительным директором компании Он входит в десятку лидирующих предпринимателей США моложе 40 лет, а его предыдущие достижения включают в себя создание успешных ИТ-компаний, принесших общую прибыль более 1,2 млрд. долл.
Рошайзен, гражданин Австралии родом из Мюнхена, Германия, в молодости прошел свои университеты в Силиконовой долине, в течение одного года работы в Xerox PARC. Он также получил ученую степень в Инженерном колледже Стенфордского университета. Его компания конкурирует с BP Solar, Kyocera Solar и Evergreen Solar.
- Если исходить из вашего опыта, то каковы различия в процессе коммерциализации наноориентированной технологии и продукта информационной технологии?
- Чтобы коммерциализировать изделие, разработанное при помощи методик материаловедения, с быстрым и широким выводом на рынок, нужно очень умело работать с постоянно пересекающимися и параллельными задачами, имеющими различный срок исполнения – например, эксперименты, запланированные на следующую неделю, первая технологическая обработка, которая состоится в следующем месяце, уровни производительности и договоры поставок, которые должны быть достигнуты и исполнены через восемь месяцев.
С другой стороны, в компании по разработке программного обеспеченья скорость исполнения ограничивается лишь тем, сколько времени инженеры способны стоять на ногах. Поэтому в ИТ-компании большую роль играет кофе. А руководство инженерами в области ПО часто становится гораздо более сложной задачей, чем руководство учеными и инженерами из области материаловедения; ведь последним чаще всего 27 лет и более, а первым – от 21 года.
- Компанию Nanosolar часто упоминали в новостях после того, как она привлекла 100 млн. долл. для постройки фабрики. Какие существуют ключевые вопросы, которые должна решить компания, подобная Nanosolar, для того, чтобы увеличить масштабы своих операций?
Мы учли вопросы увеличения масштабов на самой ранней стадии исследования и разработки процессов, основанных на нанотехнологиях. В результате, нам пришлось решать довольно мало вопросов, и мы смогли очень быстро перейти к нанотехнологическому производству. Очень важно прояснить понятие «производственных масштабов». Хороший коммерческий проект позволяет максимально расширить ограничения, налагаемые с самого начала, и избежать той ситуации, когда работа ведется только в одном направлении (например, только наука) с частичной комплектацией группы – в этом случае впоследствии приходится все переделывать при помощи группы, в которой создано правильное сочетание научных и производственных работников.
- Насколько позитивной или негативной для Nanosolar является бурная деятельность в области инвестиций в солнечную энергетику и производство чистых технологий?
- Это исключительно позитивно в том плане, что таким образом возможно появление беспрецедентного количества инноваций. Однако существует дополнительный риск, который заключается в том, что человек должен быть способен ориентироваться в такой изменчивой области.
- Если читающий это предприниматель воодушевится, что может не позволить ему создать копию Nanosolar?
- Удача, расчет времени и более 200 патентов. Мне кажется, что даже один из нас не сможет создать такую копию.
- Еще до Nanosolar, когда вы впервые узнали о нанотехнологиях? Когда вы убедились в том, что они способны оказать огромное влияние на технологии и бизнес?
- Впервые я узнал о нанотехнологиях в 2001 году, будучи консультантом компании, которая владела некой технологией молекулярной самосборки.
- Что вдохновило вас на создание Nanosolar? Как вы погрузились во все это?
- Мы были обязаны сделать что-нибудь в области энергетики; перед нами было огромное открытое пространство для предпринимательства в индустрии на миллиарды долларов, и потрясающие авансовые суммы – кое-где часто проявлялись сто- или тысячекратные различия – которые появлялись в области материаловедения и нанотехнологий.
- Какие приятные сюрпризы возникали по пути, и на какие препятствие вы натолкнулись, что стало абсолютно неожиданным?
- Одним из приятных сюрпризов стало то, что огромное количество самых простых вещей были нетронуты. Когда фрукты висят так низко, становится проще делать фундаментальные открытия. К неожиданным препятствиям можно отнести сложность найма необходимого талантливого ученого из-за рубежа, так как очень сложно получить визы категории H1B.
- Если предположить идеальное развитие событий, где будет компания Nanosolar через 10 лет, что о ней будут помнить?
- По нашим планам Nanosolar должна стать доминирующим промышленным производителем солнечных элементов и панелей, и при этом ни одна компания не должна быть способна приблизиться к нашей цене и эффективности капитальных вложений. Многим представителям этой отрасли будет не так уж и весело выпускать продукцию по цене, которая заметно выше нашей. Нас будут помнить за то, что мы вывели солнечную энергетику в новый масштаб, сделав ее как минимум равной сетевому электричеству по прибыльности и совершив ряд головокружительных открытий на пути от материала к устройству, на уровнях изделий и решений.


Джош Уолф
http://www.forbes.com