БИОДИЗЕЛЬ: влияние на двигатель и на экологию


Экономия энергоносителей нефтяного происхождения, ужесточение норм выбросов вредных веществ с отработавшими газами дизелей, а также ограничение эмиссии диоксида углерода заставляют большинство стран искать пути снижения опасности влияния тепловых двигателей на окружающую среду.


В последнее время все более широкое распространение получают альтернативные биотоплива на основе масел и животных жиров. Интенсивные работы по переводу дизельных двигателей на биотопливо ведутся как в странах с ограниченными топливно-энергетическими ресурсами, так и в высокоразвитых странах, имеющих возможность приобретения жидких энергоносителей.
Биодизельное топливо (биодизель, МЭРМ, РМЭ, RME, FAME, EMAG, бионафта и др.) – это экологически чистый вид биотоплива, получаемый из жиров растительного и животного происхождения и используемый для замены нефтяного дизельного топлива (ДТ). С химической точки зрения биодизельное топливо представляет собой смесь метиловых (этиловых) эфиров насыщенных и ненасыщенных жирных кислот.
В таблице 1 – приведены Европейский стандарт EN 14214:2003 “Автомобильные топлива. Метиловые эфиры жирных кислот (FAME) для дизельных двигателей. Требования и методы испытаний” и национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52368-2005 «Топливо дизельное ЕВРО. Технические условия».
Вкратце рассмотрим влияние некоторых физико-химических показателей биодизельного топлива, определяемые стандартом EN 14214:2003, на параметры дизеля и его эколого-эксплуатационные характеристики. Повышенные, по сравнению с дизельным топливом, на 10% плотность и кинематическая вязкость в 1,5 раза способствуют некоторому увеличению дальнобойности топливного факела и диаметра капель распыленного топлива, что может привести к увеличенному попаданию биодизельного топлива на стенки камеры сгорания и гильзы цилиндра. Меньшие значения коэффициента сжимаемости биодизельного топлива приводит к увеличению действительного угла опережения впрыскивания топлива и максимального давления в форсунке. Высокое цетановое число биодизельного топлива 51 и более способствует сокращению периода задержки воспламенения и менее «жесткой» работе дизеля. Повышенная почти в 3 раза, температура вспышки биодизельного топлива в закрытом тигле 120 ºС и более, обеспечивает высокую пожаробезопасность. Кислород (~ 10 %) в молекуле метилового эфира действует по следующим направлениям. Наличие окислителя непосредственно в молекуле топлива позволяет интенсифицировать процесс сгорания и обеспечить более высокую температуру в цилиндре дизеля, что, с одной стороны, способствует повышению индикаторного и эффективного к.п.д. двигателя, а с другой – приводит к некоторому увеличению оксида азота NOx в отработавших газах.


Таблица 1. Физико-химические показатели биодизельного и дизельного ЕВРО топлив

Показатели

Европейский стандарт на  метиловые эфиры жирных кислот для дизельных двигателейEN14214:2003Национальный стандарт Российской Федерации на топливо дизельное ЕВРОГОСТ Р 52368-2005 (ЕН 590:2004)
РазмерностьпределыНаименование показателяЗначение
minmax
Содержание эфира% (м/м)96,5 Плотность при температуре 15 0С, кг/м3820-845
Плотность при температуре 15°Скг/м3860900
Кинематическая вязкость при температуре 40°Смм23,505,0Кинематическая вязкость при 40°С, мм22,00-4,50
Температура вспышки°С120Температура вспышке, и в закрытом тигле,  °С, выше55
Содержание серымг/кг10,0Содержание серы, мг/кг, не болееl-350; ll-50,0; lll-10,0
Коксуемость 10% остатка% (м/м)0,30Коксуемость, 10% остатка разгонки, %(м/м), не более0,30
Цетановое число 51,0 Цетановый индекс, не менее 46,0
Зольность% (м/м)0,02Цетановое число, не менее51,0
Содержание водымг/кг500Зольность, % (м/м), не более0,01
Содержание механических примесеймг/кг24Содержание воды, мг/кг, не более200
Испытания на медной пластинке (3 часа при 50°С)оценкакласс 1Общее загрязнение, мг/кг, не более24
Окислительная стабильность, 110°Счасов6,0Коррозия медной пластинки (3 часа при 50 0С), единицы по шкалеКласс 1
Кислотное числомг КОН/г 0,50Окислительная стабильность: общее количество осадка, г/м3, не более25
Йодное числог J2 / 100 г 120Полициклические ароматические углеводороды, % (м/м), не более11
Метиловый эфир линоленовой кислоты% (м/м) 12,0Фракционный состав: 
Полиненасыщенные (>=4 двойных связи) метиловые эфиры% (м/м) 1При температуре 250 0С, % (об/об),    менее65
Содержание метанола% (м/м) 0,20 При температуре 350 0С, % (об/об), не  менее 85
Содержание моноглицеридов% (м/м) 0,8095% (об/об) перегоняеться при температуре, 0С, не выше360
Содержание диглицеридов% (м/м) 0,20Смазывающая способность:скорректированный диаметр пятна износа при60 0С, не более460
Содержание триглицеридов% (м/м) 0,20
Свободный глицерин% (м/м) 0,02Наименование показателязначение для марок
Общий глицерин% (м/м) 0,25Предельна температура фильтруемости, 0С, не выше (топливо для умеренного климата)ABC
1-а группа металлов (Na+K)2- а группа металлов (Ca+Mg)мг/кгмг/кг 5,05,050-5
Содержание фосфорамг/кг 10,0DEF
-10-15-20
Содержание  метиловых эфиров жирных кислот, %(об/об), не более5

Меньшая доля углерода (~ 77 %) в молекуле биодизельного топлива приводит к уменьшению его низшей теплоты сгорания на 13 – 15 % и увеличению часового и удельного эффективного расходов топлива. Для сохранения номинальных параметров двигателя при переводе на биодизельное топливо требуется перерегулировка топливной аппаратуры (упор рейки топливного насоса высокого давления переустанавливают на увеличение цикловой подачи топлива). Применение биодизельного топлива позволяет обеспечить снижение выбросов вредных веществ с отработавшими газами. Для дизельных двигателей с вихревой камерой (предкамерой) и непосредственным впрыском снижение соответственно составляет: СО – 12 (10) %, СnНm – 35 (10) %, РМ (твердые частицы) – 36 (24) %, сажа – 50 (52) %. Некоторое увеличение выбросов NOx можно компенсировать рядом мероприятий: уменьшением действительного угла опережения впрыскивания топлива, рециркуляция отработавших газов, подача воды на впуске.
При эксплуатации дизельных двигателей на биодизельном топливе необходимо обратить внимание на следующее (см. табл. 2). Перед началом эксплуатации двигателя на биодизельном топливе необходимо промыть фильтр грубой и тонкой очистки топлива. Из-за повышенной агрессивности такого топлива требуется смена топливных шлангов и прокладок на изготовленные из устойчивого к биотопливу материала, а также тщательное удаление биодизельного топлива, попавшего на лакокрасочные покрытия. В некоторых случаях требуется более частая смена моторного масла из-за возможного разжижения попадающим в него биодизельным топливом. Возможно некоторое увеличение уровня шума и дымности при холодном пуске, при пониженных температурах требуется применение депрессорных присадок. Необходимо осуществлять контроль содержания воды в биодизельном топливе (из-за его большой гигроскопичности), чтобы избежать опасности развития микроорганизмов, образования перекисей и коррозионного воздействия воды, в том числе и на элементы топливной аппаратуры.

 

Таблица 2. Возможные неисправности дизеля, топливной аппаратуры и его систем при работе на биодизельном топливе

Составляющие и характеристики топливаДействиеНеисправность
123
Метиловые эфиры жирных кислотВызывает высыхание, затвердевание и разрушение резиновых изделий, попадание в моторное маслоТечь топлива. Более частая смена моторного масла
Свободный метанолКоррозия алюминия и цинкаКоррозия топливной аппаратуры. Низкая температура вспышки в закрытом сосуде.
Свободная вода в топливеПреобразование метиловых эфиров растительного масла в жирные кислоты. Коррозия. Увеличение электропроводности топлива, развитие микроорганизмовЗасорение фильтра. Коррозия топливной аппаратуры
Свободный глицеринКоррозия цветных металлов. Образование осадка на движущихся частях и на лакокрасочном покрытииЗасорение фильтров. Засорение сопел топливных форсунок
Моно- и диглицеридыТакое же, как и глицерин 
Свободные жирные кислотыОбразование электролита и ускорение коррозии цинка. Образование солей органических кислот. Образование органических соединенийКоррозия топливной аппаратуры. Засорение фильтра. Отложение осадка на деталях
Увеличение плотности топливаУвеличение давления впрыскаУменьшение ресурса топливной аппаратуры
Большая вязкость при низкой температуреБолее жесткие условия работы ТНВД. Повышенный износ деталейПовышенный износ деталей ТНВД. Ухудшение показателей впрыска топлива. Необходимость применения депрессорных присадок
Твердые частицыУхудшение смазочных способностей топливаСнижение ресурса топливной аппаратуры
Муравьиная и уксусная кислотыКоррозия всех металлических частейКоррозия топливной аппаратуры
Высокомолекулярные органические кислотыТакое же, как и свободные жирные кислотыКоррозия топливной аппаратуры. Засорение фильтра. Отложение осадка на деталях
Продукты полимеризацииОтложение осадков, особенно в смесевых топливахЗасорение фильтра
ФосфорОтравление нейтрализаторов и катализаторов системы выпуска дизеляВыход из строя, снижение уровня экологической безопасности отработавших газов (ОГ) дизеля

 

Список литературы

1. Кобец Н. Перспективы производства и переработки семян рапса в Украине. Сборник докладов IV Международной конференции «Масложировая промышленность – 2005», 15 – 16 ноября 2005 г., г. Киев. – с. 46 – 52.
2. Ковальський В., Голодніков О., Григорак М., Косарєв О., Кузьменко В. – Про підвищення рівня еколого-енергетичної безпеки України. // Экономика Украины. – 2000. – № 10. – с. 34 – 41.
3. Винтоняк В. Українська рапсодія // Агроперспектива. – 2000. – № 1. – с. 10 – 14.
4. Семенов В.Г., Кухта В.Г. Дизельное топливо из рапса // Хранение и переработка зерна. – 2000. – № 12. – с. 59 – 61.
5. Фукс И.Г., Евдокимов А.Ю., Джамалов А.А., Лукса А. Экологические аспекты использования топлив и смазочных материалов растительного и животного происхождения // Химия и технология топлив и масел. – 1992. № 6. – с. 36 – 40.
6. Инструкция по получению биодизеля. – Фирма Симбрия CКЕТ, Германия / Масложировая промышленность. – Научно-технический производственный журнал. – М.: Пищевая промышленность, № 5, 2005. – с. 17 – 18.
7. Біопалива (технології, машини і обладнання) / В.О. Дубровін, М.О. Корчемний, І.П. Масло, О. Шептицький, А. Рожковський, З. Пасторек, А. Гжибек, П. Євич, Т. Амон, В.В. Криворучко – К.: ЦТІ „Енергетика і електрофікація”, 2004. – 256 с.
8. Семенов В.Г., Марченко А.П., Семенова Д.У., Ліньков О.Ю. Дослідження фізико-хімічних показників альтернативного біопалива на основі ріпакової олії. – Машинобудування: Вісник Харківського державного політехнічного університету. Збірка наук. праць. Випуск 101. – Харків: ХДПУ, 2000. – с. 159 – 163.
9. Семенов В.Г. Анализ показателей работы дизелей на нефтяных и альтернативных топливах растительного происхождения. – Вісник Національного технічного університету „ХПІ”: Збірка наукових праць. Харків: НТУ „ХПІ”. – 2002. № 3. – с. 177 – 197.
10. Семенов В.Г. Гармонізація національного стандарту на біодизельне паливо до європейського та американського стандартів. – Матеріали І Міжнародної науково-технічної конференції „Проблеми хіммотології”. 15 – 19 травня 2006 р. – К.: Книжкове вид-во НАУ, 2006. – с. 119 – 121.
11. Альтернативні палива та інші нетрадиційні джерела енергії: Монографія / О. Адаменко, В. Височанський, В. Льотко, М. Михайлів – Івано-Франківськ: ІМЕ. – 2001. – 432 с.


В.Г. Семёнов, Национальный технический университет "Харьковский политехнический институт", Харьков
C.В. Рудаченко, Национальный технический университет "Харьковский политехнический институт", Харьков


 

Источник: ГСМ

C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка горюче-смазочных материалов можно познакомиться в отчетах Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков:

 

«Рынок автомобильных бензинов в России»

«Рынок нефтяных битумов в России».

«Рынок дизельных топлив в России»

«Рынок смазочных масел в России».