МАСЛА ДЛЯ ДИЗЕЛЕЙ: структура спроса


Большая часть моторных масел, производимая и потребляемая в нашей стране – это масла для дизельных двигателей. Какова структура спроса на них?


 

Большая часть моторных масел, производимая и потребляемая в нашей стране – это масла для дизельных двигателей. Учитывая тот факт, что в структуре российского парка автомобилей с дизельными двигателями доля легковых автомобилей пренебрежительно мала (отечественные легковые автомобили с дизельными двигателями производятся в незначительном объеме, а импортные автомобили не получили распространение из-за низкого качества производимого в России дизельного топлива), то основные основная часть потребления сосредоточена в сегменте грузовых, опять же, отечественных автомобилей (по той же причине), сельскохозяйственной, строительной и военной техники, общественном (автобусы) и железнодорожном транспорте (железнодорожные масла, как и судовые, мы не стали выделять особо из моторных) и флоте. В таблице ниже представлена региональная структура российского парка техники с дизельными двигателями.

Региональная структура и численность российского парка техники с дизельными двигателями в 2006 году

Регион

автомобилей с дизельными двигателями, тыс. ед.Регионавтомобилей с дизельными двигателями, тыс. ед. 
 
Северо-Западный ФО245Южный ФО360 
Республика Карелия15Республика Адыгея10 
Калининградская область15Республика Дагестан35 
Республика Коми20Республика Ингушетия10 
Архангельская область25Кабардино-Балкарская Республика15 
Вологодская область20Волгоградская область40 
Мурманская область15Карачаево-Черкесская Республика10 
г. Санкт-Петербург60Республика Северная Осетия – Алания10 
Ленинградская область50Республика Калмыкия5 
Новгородская область10Чеченская Республика5 
Псковская область15Астраханская область20 
Центральный ФО760Краснодарский край90 
Белгородская область25Ставропольский край45 
Воронежская область50Ростовская область65 
Курская область30Уральский ФО195 
Липецкая область20Курганская область20 
Тамбовская область20Тюменская область60 
Брянская область25Свердловская область60 
Владимирская область25Челябинская область55 
Ивановская область20Сибирский ФО315 
Калужская область20Республика Алтай5 
Костромская область15Алтайский край40 
г. Москва230Кемеровская область45 
Московская область160Новосибирская область35 
Орловская область15Омская область30 
Рязанская область20Томская область20 
Смоленская область20Республика Бурятия15 
Тверская область25Республика Тыва5 
Тульская область20Республика Хакасия10 
Ярославская область20Красноярский край40 
Приволжский ФО490Иркутская область50 
Республика Марий Эл10Читинская область20 
Республика Мордовия15Дальневосточный ФО160 
Чувашская Республика25Республика Саха (Якутия)15 
Республика Башкортостан55Еврейская автономная область5 
Удмуртская Республика25Чукотский автономный округ5 
Кировская область25Приморский край60 
Нижегородская область50Хабаровский край25 
Республика Татарстан70Амурская область15 
Пензенская область25Камчатская область10 
Самарская область60Магаданская область15 
Саратовская область35Сахалинская область10 
Ульяновская область25РОССИЯ, всего:2525 
Оренбургская область35 
Пермский край35 

Источник: оценка на основе данных ГИБДД

Стоит учесть, что, на самом деле, количество грузовых автомобилей, зарегистрированных в г. Москве ниже. Однако мы сделали поправку на фактическое количество, в том числе на ту технику, которая зарегистрирована в соседних субъектах, но ежедневно эксплуатируется и обслуживается в Москве.
На диаграмме ниже графически представлена структура техники с дизельными двигателями в Федеральных округах.

Структура численности парка техники с дизельными двигателями по федеральным округам РФ в 2006 году


 
Источник: оценка на основе данных ГИБДД

Однако представленная выше структура не отражает реальных объемов потребления масел. Причин на это две.

1) Ключевая причина заключается в том, что техника с дизельными двигателями в различных субъектах Федерации весьма разнородна. Этим обусловлено различные объемы ее потребления на единицу техники. В Центральном ФО и Северо-Западном ФО, наряду с грузовыми автомобилями, строительной и сельскохозяйственной техникой, порядка 15-25% от совокупного количества, по нашим оценка, представляют собой легковые автомобили; в Южном ФО наиболее велика доля сельскохозяйственной техники; в Уральском ФО, в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе основная часть – техника с высокофорсированными двигателями – карьерные грузовики; и т.д.
2) Не учтена часть техники, использующая моторные масла, в армии и на флоте, железнодорожный транспорт, использующий ж/д. – масла, которые также нами отнесены к моторным.

Таким образом, структуру потребления дизельных масел необходимо строить с учетом и этих двух параметров. Отраслевая структура использования дизельной техники, построенная нами на основе данных опроса производителей масел, отраслевых потребителей, а также собственных оценок, структуре и динамике развития отраслей, выглядит следующим образом.

Оценочная структура использования дизельной техники в отраслях народного хозяйства в 2006 году


 
Источник: данные опроса производителей и потребителей масел, собственные оценки

Так, отраслевая структура использования техники с дизельными двигателями в целом отличается от реальной отраслевой структуры потребления. Представим ее в следующем пункте главы.
 

Отраслевая структура потребления дизельных моторных масел
На основе данных опроса производителей, нами была выявлена следующая отраслевая структура потребления дизельных масел. Основные выделенные нами отрасли – строительство, промышленность (преимущественно добывающие отрасли – карьерные самосвалы, трактора буровая техника и т.д.), автомобильный и железнодорожный транспорт, сельское хозяйство. Помимо этих отраслей, отдельно мы выделили армию и флот. Нами была получена следующая структура.

Отраслевая структура потребления дизельных масел в 2006 году


 
Источник: оценка основана на данных опроса производителей

Таким образом, порядка 26% от совокупного объема дизельных масел используется дизельной техникой в строительстве, 20% - сельскохозяйственной техникой, 19% - в промышленности (в добывающих и сырьевых отраслях), 16% - в сфере автомобильных перевозок, 5% от совокупного объема дизельных масел потребляется железнодорожным транспортом. Армия и флот используют 7% и 3% соответственно. В прочих отраслях и физическими лицами потребляется примерно 4% от потребляемых в России дизельных масел.
В абсолютных значениях те же данные представлены на диаграмме ниже.
 
Отраслевые объемы потребления дизельных масел в 2006 году


 
Источник: оценка основана на данных опроса производителей

Так, в строительная техника использует порядка 140 тыс. тонн дизельных масел, сельское хозяйство – около 107,5 тыс. тонн, промышленность – 102 тыс. тонн, а автомобильный транспорт – порядка 86 тыс. тонн. Во всех остальных отраслях совокупный объем потребления дизельных масел составил около 102 тыс. тонн в 2006 году.


Региональная структура потребление дизельных моторных масел
При оценке региональной структуры потребления дизельных масел нами были учтены как представленная ранее региональная структура парка дизельной техники, так и примерные коэффициенты развития тех или иных отраслей. Нами была получена следующая региональная структура потребления масел.

Структура потребления дизельных масел по федеральным округам в 2006 году


 
Источник: оценка на основе дынных  опроса производителей и потребителей масел, ж/д-стат.

Примерно четверть дизельных масел используется в Центральном ФО. На Приволжский и Сибирский ФО приходится 17% и 16% соответственно. В Южном ФО используется порядка 14% от совокупного объема потребления дизельных масел, в Уральском – около 13%, в Северо-Западном – порядка 9%, а в Дальневосточном – около 6% от совокупного объема дизельных масел. В абсолютных величинах диаграмма выглядит следующим образом.
 

Оценка объемов потребления дизельных масел в федеральных округах РФ в 2006 году
 


Источник: оценка на основе дынных  опроса производителей и потребителей масел, ж/д-стат.

Так, объем потребления в Центральном ФО превысил 150 тыс. тонн, в Приволжском он составил 97 тыс. тонн, в Сибирском – 59 тыс. тонн. Примерно столько же было потреблено дизельных масел в 2006 году Уральском ФО. В Южном ФО объем потребления составил около 86 тыс. тонн, в Северо-Западном – 54 тыс. тонн. В Дальневосточном ФО объем потребления в 2006 году составил всего 32 тыс. тонн.

C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка смазочных масел можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок смазочных масел в России».

Об авторе:
Академия Конъюнктуры Промышленных Рынков
оказывает три вида услуг, связанных с анализом рынков, технологий и проектов в промышленных отраслях - проведение маркетинговых исследований, разработка ТЭО и бизнес-планов инвестиционных проектов.
• Маркетинговые исследования
• Технико-экономическое обоснование
• Бизнес-планирование

Академия Конъюнктуры Промышленных Рынков
Тел.: (495) 918-13-12, (495) 911-58-70
E-mail:
mail@akpr.ru
WWW: www.akpr.ru