РТИ В САРАНСКЕ: стандарты управления


Российский рынок производства резинотехнических изделий сегодня один из самых перспективных: по итогам прошлого года его емкость составила около 1,2 миллиарда долларов. Привлекательность отрасли спровоцировала и жесткую конкуренцию в этом секторе.
Об особенностях работы на этом рынке, проблемах, тенденциях и перспективах отрасли – в интервью с заместителем генерального директора «СИБУР — Русские шины», председателем совета директоров одного из «передовиков» отрасли — саранского завода «Резинотехника» Игорем Караваевым.


 

- Игорь Александрович, всего лишь несколько лет назад саранский завод был убыточным. Как удалось преодолеть кризис на предприятии?
- Действительно, за последние два года СЗРТ из убыточного (14,9 миллиона рублей убытков в 2004 году) стал прибыльным (58 миллионов рублей прибыли в 2006 году). Факторов, определяющих успех предприятия, несколько. Сегодня прибыль обеспечивают хорошие продажи, которые, в свою очередь, достигаются благодаря высокому качеству продукции. Мы ввели на всех своих предприятиях систему менеджмента качества, сертифицированную по международным и российским стандартам. С 2002 года на заводе внедрена система качества в области «Производство резиновых смесей и изделий на основе резин и других полимерных материалов», получены сертификаты на соответствие требованиям ISO 9002 (1994—08) и ISO 9001:2000. Таким образом, потребители могут быть уверены в высоком качестве продукции завода.
В будущем повышение прибыльности возможно за счет реализации крупных инвестпроектов, разрабатываемых на СЗРТ. Среди наиболее важных — модернизация цеха подготовки резиновых смесей, производства формовых и неформовых РТИ. Также на предприятии планируется создание нового производства индустриальных массивных шин в сотрудничестве с иностранным партнером.


Эти проекты — залог успешного будущего завода, и я рад, что и руководство предприятия, и сотрудники, и местная администрация это понимают и всячески способствуют их успешной реализации.

 

- А свидетельствует ли рост объема производства об эффективности управления заводом из Москвы?
- Безусловно, прогресс в повышении эффективности управления налицо. В январе 2006 года все шинные заводы «СИБУР Холдинга» были переданы нашей компании. Это было сделано для повышения эффективности и создания прозрачного бизнеса, привлекательного для потенциальных партнеров и инвесторов, для своевременного реагирования на все изменения рынка потребительских товаров, каким являются шины. Нам были делегированы все полномочия по управлению шинным и резинотехническим бизнесом. Помимо четырех шинных заводов, в состав холдингавошел и саранский завод «Резинотехника». Его производство имеет стратегическое значение для всего холдинга в целом, и мы планируем активно развивать это направление, направив сюда существенную часть из нашей четырехлетней инвестиционной программы до 2010 года общим объемом около 15 миллиардов рублей.
При этом дальнейшее развитие не было бы возможно без содействия и конструктивной позиции со стороны руководства республики. У нас есть предприятия во многих регионах России, и по опыту мы можем судить, что руководство Мордовии выделяется своим желанием идти навстречу интересам находящегося в регионе предприятия. Например, в настоящее время достигнута предварительная договоренность о получении региональных налоговых льгот при реализации наших инвестиционных проектов в Мордовии. И еще хотелось бы отметить возможность лоббирования нашим холдингом интересов завода и отрасли в целом на самом высоком уровне. В частности, по инициативе «СИБУР — Русские шины» в составе ТПП РФ был образован Подкомитет по развитию шинной и резинотехнической промышленности.
 

 

- Какие же причины подтолкнули компанию к созданию возглавляемого вами подкомитета?
- Потребность в организации профильной структуры в составе органов госвласти и общественных объединений, которая объединила бы российских производителей шин и РТИ, назревала давно. В условиях высокой конкуренции в отрасли и прихода на рынок зарубежных игроков отечественным компаниям требуется поддержка государства. Для этого необходима выработка единой позиции по ключевым вопросам развития промышленности.
Мы как один из крупнейших игроков российской шинной отрасли, думаю, одними из первых столкнулись с проблемами масштаба не одной отдельно взятой компании, но отрасли в целом. Поэтому и пришли к осознанию необходимости наличия профессионального объединения, приняв решение о создании Подкомитета именно в ТПП РФ, что обеспечивает возможность своевременного выдвижения законодательных инициатив и прямого обращения в органы исполнительной власти.
 
- Кто входит в состав подкомитета? Только российские шинники?
- К работе приглашены все организации, так или иначе заинтересованные в развитии отрасли, потому что первоочередной задачей объединения является отстаивание совместных интересов. Сейчас в нем участвуют российские и зарубежные компании, локализовавшие свое производство в России: «СИБУР — Русские шины», «Нижнекамскшина», Amtel&Vredestein, Nokian Tyres, Michelin; производители РТИ и сырья. Помимо этого, в состав Подкомитета входят представители ведущих ассоциаций потребителей шинной продукции (Ассоциация международных автомобильных перевозчиков, Объединение автопроизводителей России, ОАО «АСМ&Холдинг», Международная ассоциация дилеров ОАО «АвтоВАЗ»), представители федеральных и региональных органов исполнительной власти.
 
- Какие задачи стоят сегодня перед этой структурой?

- Шинная и резинотехническая промышленность является одной из стратегически важных отраслей российской экономики. Ни одна экономика мира не может быть конкурентоспособной без наличия собственной высокотехнологичной шинной и резинотехнической промышленности, иначе вся техника будет зависеть от импорта продукции. Поэтому вся деятельность отрасли должна быть направлена на ускоренную модернизацию оборудования и технологий в отрасли. Это должно привести к полному удовлетворению потребностей российской экономики в современной качественной продукции.
Адекватное и своевременное государственное стимулирование развития отрасли заметно усилит промышленный и экономический потенциал страны. Однако прямые дотации не нужны — вполне достаточно воздействовать опосредованными мерами, тарифным регулированием, в частности, иметь высокие пошлины на импорт некоторых стратегически важных видов шин и РТИ, в то же время держать пошлины нулевыми на сырье и оборудование, не производимое в России. Например, наличие достаточно высоких пошлин на ввоз легковых шин уже позитивно повлияло на ситуацию: с одной стороны, российские производители научились делать современные легковые шины, а с другой — ведущие иностранные компании локализовали свои производства в России. В области производства РТИ подобные меры также будут действенными. В целом нужна программа по усилению протекционистской политики, предполагающая более активное применение мер налогового и таможенного регулирования.
 
- В свете всех этих перемен какие еще преобразования ожидают непосредственно саранский завод?
- В августе 2007 года руководство СРШ утвердило достаточно амбициозную стратегию развития на рынке резинотехнических изделий России, прописав в ней все основные направления. В наших планах — оптимизация продуктового портфеля путем замещения убыточных изделий высокодоходными, освоение выпуска новых высокорентабельных видов РТИ (с применением современных материалов) и резиновых смесей. За счет этого мы рассчитываем к 2010 году стать одним из лидеров российской резинотехнической промышленности, в том числе по уровню качества выпускаемой продукции, соответствующей мировым стандартам.
К примеру, предполагается ежегодно увеличивать продажи не менее чем на 10 процентов при увеличении доли холдинга в целом на рынке РТИ России до 15 процентов (в денежном выражении). С этой же целью планируется создание 100&процентного дочернего общества холдинга — «Саранск&инвестиции» — на производственной базе действующего предприятия, в рамках которого будут реализованы все ключевые инвестиционные проекты холдинга в Саранске. Такая реструктуризация будет также способствовать развитию взаимоотношений с потенциальными зарубежными партнерами.

 
 
- А квалифицированных специалистов вам хватит, чтобы обеспечить реализацию всех амбициозных планов компании?
-  Мы понимаем, что самая главная ценность любого предприятия — это люди. Сегодня у нас уже работает около трех тысяч человек. Но для продолжения начатых преобразований и повышения эффективности деятельности завода нам действительно нужно больше энергичных сотрудников. И мы активно усиливаем управленческую команду, привлекая на ключевые позиции людей из других регионов. Но главное, мы стремимся удерживать трудовой коллектив на заводе, качественно улучшая систему оплаты труда, повышая заработную плату.Так, среднемесячная зарплата за 2006 год по сравнению с 2005 годом выросла на 29 процентов. При этом мы создаем все условия для роста и повышения квалификации сотрудников, поощряем их личные и профессиональные достижения — ввели премии за улучшение результатов работы и своевременное выполнение показателей бизнес-плана. Особое внимание уделяем процессу безопасности труда и охране здоровья.

 

 

 


По материалам «Российская газета – Поволжье», 30 октября 2007