ТЕРМОПЛАСТАВТОМАТЫ б/у: российский парк


Вследствие наличия в структуре российского парка ТПА большого количества оборудования, установленного 5 лет назад и раньше, актуальной является оценка российского рынка бывшего в употреблении оборудования.


 

В структуре импорта б/у ТПА в Россию везется в основном оборудование западноевропейского производства, которое по своим характеристикам сопоставимо с новым азиатским оборудованием. На внутреннем рынке перепродается в основном дешевое бывшее в употреблении оборудование украинского производства и производства Kuasy – то есть машины введенные в строй еще до 1991 года.

Структура рынка бывших в употреблении термопластавтоматов без учета импортных поставок

Производитель

Объем реализации, тыс. штук
Западная Европа (Германия, Австрия, Швейцария)0,6-0,8
Kuasy, Польша, Чехия1-1,2
Хмельницкий, Одесса, Тирасполь, «Красмаш», «Высокогорский механический завод»0,2-0,4
Азиатские ТПА0,1-0,2
Всего1,9-2,6

На протяжении последних двух лет структура внутреннего рынка бывших в употреблении термопластавтоматов достаточно стабильна.
Бывших в употреблении азиатских ТПА практически нет: китайских нет, так как недавно появились на рынке, тайваньских немного - до сотни, немного корейских и гонконгских – до сотни.
В ближайшие 3-5 лет на рынке бывших в употреблении ТПА появится большое количество азиатских машин (уже сейчас многие потребители азиатских ТПА собираются их менять).
Хмельницкие ТПА и в меньшей степени Kuasy перестанут пользоваться спросом. В то время как бывшее в употреблении Западное оборудование по-прежнему будет пользоваться повышенным спросом.
Наиболее заметную роль на российском рынке бывшего в употреблении оборудования играют термопластавтоматы западноевропейского производства. Основную конкуренцию этим машинам составляет недорогое новое азиатское оборудование в основном китайского производства. По цене бывшая в употреблении немецкая машина примерно равна новой азиатской.
Рынок новых и бывших в употреблении термопластавтоматов представляют собой два различных сегмента, кардинально различающихся между собой и имеющие свои особенности.
В ходе анализа новых и бывших в употреблении термопластавтоматов удалось выделить составить следующую характеристику этих машин:

Новые термопластавтоматы необходимы для производства:
- продукции упаковочной промышленности (крышки, тара) – машины с малым временем производственного цикла с экономичным потребление сырья;
- производство ПЭТ-преформ;
- приборостроение, автомобилестроение – прецизионное литье - при минимальных затратах сырья, максимальная точность;
- многокомпонентное литье;
- применение специальных технологий для литья под давлением - литье с газом, декорирование в форме, многоцветное литье;
- производство больших изделий – кресла, стулья, столы, подносы, элементы экстерьера автомобиля;
- в последние годы появляются полимерные материалы, для которых старые машины не предназначены;
Немаловажную роль при выборе нового оборудования играет возможность сертификации производства, для которой необходима «чистота» машины, наличие компьютеризированных систем – обратной связи.

К минусам новых термопластавтоматов можно отнести:
- наличие ненужных функций - бывшие в употреблении ТПА 80-90 гг. более «сбалансированы»
– дороговизна, сложность в обращении, дополнительные источники поломок;
- во многих современных западных ТПА используются комплектующие азиатского производства, в то время как ТПА, произведенные в 80-90 гг. – чисто европейские. 

Таким образом, новые ТПА применяются там, где не применяются бывшие в употреблении ТПА – автомобилестроение, многокомпонентное литье (зубные щетки, автомобильные рули), производство медицинских товаров (необходимы чистые, аккуратные машины), по большей части упаковочная промышленность.
Есть компании, которые оперируют на рынке бывшего в употреблении оборудования, предлагая только машины западноевропейского производства, которые эксплуатировались только в Германии, Австрии, Швейцарии (ИП «Ларта»). В России к западному оборудованию обращение гораздо хуже, чем на западе.
Также на рынке предлагаются термопластавтоматы после капитального ремонта – в них заменяются все старые узлы на новые – остается только несущая металлическая часть – рама – получается на 30% дешевле нового ТПА.
У российских переработчиков пластмасс в регионах нет денег на приобретение нового оборудования – даже от бывших в употреблении ТПА многие отказываются из-за нехватки финансовых ресурсов.
Бывшие в употреблении термопластавтоматы по большей части установлены на российских заводах, частных небольших предприятиях.
Новые термопластавтоматы – у новых фирм, обслуживающих крупных потребителей.
Есть тенденция по увеличению переработки пластмасс методом литья под давлением на новых машинах - появляются новые большие потребители – в основном западные компании.
В ходе проведенного исследования по отношению к бывшему в употреблении оборудованию выделились две группы компаний:
- компании, которые никогда бы не купили бы бывшее в употреблении оборудование;
- компании, которые никогда бы не купили китайский термопластавтомат.
За последние 5 лет прослеживается динамика к увеличению потребления новых ТПА. В основном меняют советские и западные ТПА 10-12 лет износа на новое азиатское оборудование. Обслуживание западного оборудования стоит дороже азиатского. Новое азиатское оборудование выглядит предпочтительнее бывшего в употреблении западноевропейского с точки зрения затрат на его обслуживание и сервис.
В целом, динамика с использования нового и бывшего в употреблении оборудования – это вопрос инвестиций в российскую экономику. Будут инвестиции – будут новые производства – будет расти спрос на новое оборудование.

C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка ТПА и литья пластмасс под давлением можно познакомиться в отчетах Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Литье пластмасс под давлением в России: анализ рынков готовой продукции» и «Прогноз развития российского рынка термопластавтоматов».

Об авторе:
Академия Конъюнктуры Промышленных Рынков
оказывает три вида услуг, связанных с анализом рынков, технологий и проектов в промышленных отраслях - проведение маркетинговых исследований, разработка ТЭО и бизнес-планов инвестиционных проектов.
• Маркетинговые исследования
• Технико-экономическое обоснование
• Бизнес-планирование

 

 

 

Академия Конъюнктуры Промышленных Рынков
Тел.: (495) 918-13-12, (495) 911-58-70
E-mail:
mail@akpr.ru
WWW: www.akpr.ru