В последних числах августа было объявлено о планах городских властей по строительству полигона по утилизации твердо-бытовых отходов и английской компании «Rexom», которая готовится возвести в Челябинской области завод по производству алюминиевых банок. Суммарная стоимость этих проектов – $73,5 миллиона. Сайт Chel.ru попытался выяснить, стоят ли упомянутые проекты таких вложений. 83 миллиона… сдадут в утиль Не менее 1 миллиарда рублей планируют потратить городские власти на новый полигон по утилизации твердо-бытовых отходов (ТБО). Впрочем, денег таких в муниципальной казне нет и не предвидится, а потому вся надежда опять на губернатора. С соответствующим заявлением на минувшей неделе выступил первый вице-мэр Челябинска Сергей Давыдов. Новый объект расположится на площадке в районе Коркино и Копейска, неподалеку от озера Половинное. У плана городских властей по строительству мусорного полигона есть и оборотная сторона. Его реализация на практике означает, что строительство мусоросжигающего завода, в который уже вложено 83 миллиона бюджетных рублей, будет заморожено на неопределенный срок. Противники технологии сжигания мусора говорят, что такой завод опасен для экологии, а его эксплуатация обойдется городу слишком дорого. Их оппоненты утверждают буквально прямо противоположное, настаивая на том, что на заводе городская казна могла бы еще и неплохо заработать. Без сомнения, область и на сей раз не оставит город наедине со своими проблемами и деньги на мусорный полигон – вероятно, все же на условиях совместного финансирования – выделит. Действующая свалка давно отработала свой ресурс и официально была закрыта еще в 80-х годах прошлого века. Но за неимением иного «отхожего места» Челябинск все эти годы продолжал складировать отходы собственной жизнедеятельности в районе промзоны. Власти муниципалитета все это время не переставали спорить о путях решения мусорной проблемы. Итогом весьма длительного обсуждения несколько лет назад стало принятие городской думой концепции по обращению с ТБО. Документ предполагал комплексный подход к решению проблемы: строительство отвечающих всем современным требованиям обращения с твердо-бытовыми отходами полигона и мусоросжигающего завода, а также развитие технологий по сортировке мусора. Проще говоря, по мысли авторов концепции, все, что поддается сортировке, надлежит сортировать и затем использовать в качестве вторичного сырья или же сжигать. А все остальное – утилизировать на территории полигона. В 90-х годах в промзоне в районе цинкового завода заработала сортировочная станция МУП «Горэкоцентр». Сегодня ее мощности загружены на 75 %. А в 1996 году неподалеку от ТЭЦ-2 началось строительство мусоросжигающего завода. На сегодня возведена большая часть корпусов и закуплен котел – главная технологическая составляющая производства. Затраты городского бюджета уже составили чуть менее 100 миллионов рублей. Проект на всех этапах получил положительные заключения государственной экологической экспертизы. Его полная стоимость в современных ценах, по оценкам начальника управления экологии города Владимира Знамеровского, приблизительно равна 600 миллионам рублей. Это, заметим, много меньше предполагаемых затрат на обустройство полигона по утилизации ТБО. Проектная мощность – 150 тысяч тонн в год, занимаемая площадь – 0,6 га, что более чем в 100 раз меньше площади старой городской свалки. Впрочем, деньги на стройку перестали поступать из бюджета еще в бытность нахождения у власти администрации Вячеслава Тарасова. Скептики, не оставлявшие своим вниманием проект завода с момента его возникновения, взяли верх в окружении прежнего мэра. И все же окончательно проект до последнего времени не был закрыт. На минувшей неделе в команде нового градоначальника принято, судя по всему, политическое решение: предполагаемые затраты на содержание завода по утилизации ТБО слишком велики, а потому деньги будут потрачены на сооружение мусорного полигона. Итак, что же дешевле – мусоросжигающий завод или полигон по утилизации ТБО? Руководители города придерживаются мнения, что для строительства полигона нужно не менее 1 миллиарда рублей. Начальник управления экологии Владимир Знамеровский считает эту цифру заниженной примерно в полтора раза. Кроме того, занижены и предполагаемые сроки стройки. По мнению Владимира Знамеровского, два года – слишком мало для того, чтобы провести все необходимые гидрологические исследования на месте будущего полигона, подготовить и согласовать проект и, наконец, построить саму площадку. Стоит учесть, что полигон по утилизации ТБО – это достаточно сложное с технологической точки зрения сооружение, а не свалка в общепринятом смысле. Качество и состояние дренажного слоя, технология откачки и нейтрализации жидкого конденсата и метана, которым «дышит» свалка, – все эти компоненты проекта обязательно должны быть учтены строителями. Окупить деньги, вложенные в полигон, на практике невозможно. Конечно, теоретически свалка может зарабатывать на производстве тепла и газа для промышленных и частных потребителей. Однако и эта весьма незначительная прибыль потребует очень немалых вложений на этапе сооружения полигона. Сторонники продолжения строительства мусоросжигающего завода устами Владимира Знамеровского утверждают, что, по самым пессимистичным подсчетам, его рентабельность составит не менее 17 процентов. Руководители города склонны доверять иным расчетам. В частности, по словам главы Челябинска Михаила Юревича, стоимость завода составит около $100 миллионов, а его содержание обойдется бюджету еще в $20 миллионов ежегодно. Кроме того, продукты горения печей крайне токсичны и подлежат последующей утилизации. И потому, полагают власти, дешевле забыть о 83 миллионах рублей, потраченных на строительство завода по утилизации ТБО, а сам проект просто сдать в утиль. И мысль об этом, безусловно, не греет тех жителей, чьи коттеджные и дачные строения сегодня поднимаются в районе озера Половинное, где должен появиться мусорный полигон. Аргаяш заработает на баночной таре Алюминиевые банки из-под пива и других напитков, прежде чем найдут пристанище на новом полигоне бытовых отходов Челябинска, произведут неподалеку, а именно – в Аргаяшском районе. Здесь английский инвестор планирует построить завод по производству алюминиевых банок. Сообщения о том, что мировой лидер по производству алюминиевой тары для пива и других напитков «Rexam» (Великобритания) выбрал местом для строительства своего завода именно Челябинскую область, появились еще весной 2006 года. Напомним, что англичане выбирали между Аргаяшским районом, Коркино и Копейском. Челябинск в качестве места будущей промышленной площадки отчего-то даже не рассматривался. В последнее время знаковые промышленные и торговые объекты проектируются и открываются именно за пределами Челябинска. Вероятно, условия, предлагаемые властями иных муниципалитетов, представляются инвесторам более привлекательными. В конце августа стало известно, что завод будет построен в Аргаяшском районе. Сметная стоимость предприятия по производству алюминиевой банки составит $73 миллиона. Думается, таких инвестиций в Аргаяшском районе не знали никогда. Областные власти утверждают, что первая банка сойдет с конвейера уже в 2008 году. Проектная мощность завода – до 800 миллионов банок объемом 0,3 и 0,5 литра в год. Сегодня рынок алюминиевой банки – один из самых перспективных. Производители уверяют потребителей в том, что алюминиевая банка – самая цивилизованная упаковка. И люди им верят: продажи напитков в жести растут, постепенно догоняя стеклотару. На территории России сегодня действуют три баночных завода: «Rexam» (Наро-Фоминск, Московская область), принадлежащий одноименной британской компании, и два предприятия «Ростара» (Дмитров, Московская область; Всеволжск, Ленинградская область), входящих в «Русал». Оба производителя работают с 1998 года, до этого алюминиевые банки в России просто не выпускали. Построив завод в Аргаяшском районе Челябинской области, «Rexam» намерен расширить свое присутствие на отечественном рынке. Как сообщила сайту Chel.ru директор московского представительства «Rexam» Оксана Денисова, желание компании построить завод на Южном Урале объясняется тем, что транспортировка банок из европейской части страны на Урал и в Сибирь слишком дорога. В тоже время предполагаемая экономия от сокращения стоимости транспортной составляющей в цене банки составит не менее 8 %. Таким образом, размещение нового производства на Южном Урале вполне оправдано с точки зрения затрат на логистику, а сам завод может очень быстро окупиться. По словам первого вице-губернатора области Владимира Дятлова, британская компания намерена обеспечить себя заказами за счет челябинского пивоваренного завода компании «Вена», который до конца года увеличит объемы своего производства вдвое – до 4 миллионов гекалитров в год (доля производства пива в банках на челябинском заводе составляет 17 процентов). А ЧТПЗ сэкономит на заготовках Впрочем, и традиционные для Южного Урала отрасли радуют нас новыми проектами. На днях пресс-служба Челябинского трубопрокатного завода распространила сообщение о том, что люксембургская компания Arkley Capital, управляющая активами Группы ЧТПЗ, ведет переговоры с рядом японских компаний об участии в проекте по строительству «ЧТПЗ-Сталь». В частности, упоминаются такие крупные концерны, как Sumitomo и Mitsubishi. Как сообщили Chel.ru на предприятии, речь идет о строительстве завода по производству трубной заготовки стоимостью $300-400 миллионов. Мощность предприятия составит 1,1 миллиона тонн стали в год. По словам представителей московского филиала Arkley Capital, заготовка будет отгружаться на ЧТПЗ по ценам, близким к рыночным. Однако даже с учетом ориентации на рыночные цены, трубники не останутся в убытке. Более того, обеспечение трубных заводов собственным сырьем приведет к снижению издержек и росту рентабельности группы в долгосрочной перспективе. Сергей Блиновских, http://www.solidwaste.ru |