ПРОВАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ: риф из покрышек


Что только не топили американцы у своих берегов! Деревянные и стальные баржи, траулеры, танки, корабли-рестораны и даже гигантские авианосцы! И все ведь для того, чтобы создать искусственные рифы. 35 лет назад кому-то из них в голову пришла "гениальная" идея: затопить использованные автомобильные шины. Они утонули. А расхлебывать последствия придется еще долго.

 

Весной 1972 года некоммерческая группа "Искусственный риф округа Бровард" (Broward Artificial Reef — BARINC) разработала план по утилизации старых покрышек путем создания из них на морском дне самого большого в мире искусственного рифа, занимающего площадь порядка 150 тысяч квадратных метров!
Подобные рифы на тот момент уже существовали, а идея была простой: расширить и разнообразить среду обитания для морских существ (в том числе в интересах спортивной рыбалки), а также сделать альтернативные места для дайвинга. Кроме того, создатели искусственного рифа хотели снизить давление на рифы естественные и хоть как-то использовать захламляющие огромные пространства старые шины. Не утилизировать же их в самом деле?
Весной 1972-го BARINC получила от Goodyear оборудование, необходимое для связывания и сжимания шин. Потом были приглашены добровольцы на 100 лодках да баржах, которые в сопровождении военного корабля USS Thrush вышли в океан и одновременно сбросили тысячи связок шин в воду.
Ур-р-ра! Высокое начальство из Goodyear даже сбросило в воду "золотую покрышку" (причем скинуло ее с дирижабля!), чтобы ознаменовать начало великого дела, и провозгласило в пресс-релизах, что риф станет уютным пристанищем для многих видов рыб и прочих обитателей глубин. Ну еще бы, ведь даже золотая рыбка получила отдельную шину.
За несколько десятилетий было утоплено больше 2 миллионов покрышек, но теперь их придется вытаскивать обратно. Почему? 
 

Дело в том, что по прошествии 30 с лишним лет стало ясно, что план был провальным с самого начала. Так называемый Риф Осборна (Osborne Reef) не только не стал приютом для рыб, ракообразных и прочих, но и начал разрушать естественную экосистему.
Изначально идея-то была хорошая – создать среду для морских существ. Была надежда, что тогда их количество могло увеличиться вдвое или даже втрое, — вспоминает один из инициаторов затеи с покрышками Рэй Макалистер (Ray McAllister), профессор океанической инженерии из Атлантического университета Флориды (Florida Atlantic University — FAU). — Но это не сработало. Сейчас я оглядываюсь назад и понимаю, что ни черта не получилось, это была плохая идея".
Выяснилось, что во время тропических штормов и ураганов шины, поднимаемые со дна, налетали на коралловые рифы и уничтожали их. В ряде случаев покрышками даже забросало побережье. Например, в Северной Каролине в 1998 году после прохождения урагана Бонни резиной был завален весь пляж.

 
Легкие шины передвигались даже во время прилива и отлива, не давая морским жителям закрепиться на них, и мешая тем самым формированию среды обитания. Кроме того, нейлоновые и стальные зажимы, скрепляющие шины между собой, быстро разрушались. В результате, по мнению экологов, даже происходило выделение токсичных веществ.
В 1986-м ученые из Нью-Джерси предложили свое решение проблемы слишком легких шин. Замысел состоял в следующем: тысячу покрышек разрезать пополам, скрепить вместе и залить бетоном.
Так и сделали, однако и это не сработало. Куски резины отделялись и плавали по всей округе.
"Нам приходилось ежедневно ходить вниз и вверх по побережью Нью-Джерси и собирать от 50 до 100 кусков, разбросанных по всему берегу", — вспоминает Хью Карберри (Hugh Carberry) из местного управления по защите окружающей среды (NJDEP).
Затем была предпринята попытка еще раз усовершенствовать проект. Для этого покрышки стали выстраивать колоннами по 10 штук и заливать бетоном только внутреннюю цилиндрическую полость. Каждая такая связка весила около тонны.
Не вышло и это: сделанные из таких колонн рифы обладали слишком малой площадью поверхности, так что подводные обитатели, как ни старались, не смогли на них обосноваться.
Уборка дна от Рифа Осборна стартовала в 2001 году с подачи Национального управления океанических и атмосферных исследований (NOAA). Поначалу вытащить удалось только 1600 шин, подъем каждой из которых обошелся в $17.
В 2005 году волонтеры в ходе ежегодной международной акции по очистке прибрежных зон убрали с пляжей почти 12 тысяч старых шин.
Сейчас на избавление от Рифа Осборна предлагается выделить $2 миллиона. Кстати, со дна шины будут поднимать военные ныряльщики — бесплатно, они попытаются совместить полезное со своими ежегодными тренировками на побережье Флориды.
Пилотный проект длиною в месяц планируется на июнь. А полномасштабный сбор будет проводиться вплоть до 2010 года и обойдется США примерно в $3,4 миллиона долларов. Что определенно превышает все первоначальные затраты на создание искусственных рифов из автомобильной резины. В тысячи раз примерно.
Использование старых покрышек для создания рифов фактически прекращено, однако то там, то сям их по-прежнему выбрасывает на побережье. Ведь в создании "шинных рифов" преуспели не только американцы, покрышки бросали в воду по всему миру от Австралии до Африки.
В конце такой истории принято писать про "хотели как лучше, а получилось" и про "благими намерениями выложен". Нам же не ясно одно — понравился ли этот искусственный риф дайверам? Если да, то одна из целей проекта все же достигнута. Как бы цинично это ни звучало.

http://www.solidwaste.ru